Есть в крымскотатарском народе личности, о которых говорят «политический долгожитель». И вовсе нет необходимости для этого находиться на вершине власти или занимать какие-либо должности. У них политический авторитет нарабатывался годами бескорыстной работой среди народа. Несмотря на трудности и складывающиеся обстоятельства, их действия выходили за рамки интересов семьи, а усилия направлялись на достижение общих целей народа.
Эмир Меджитов 45 лет посвятил крымскотатарскому национальному движению, продолжая жить интересами народа. Для беседы мы встретились с ним в его доме в Кореизе, расположенном у подножия Ай-Петри.
— Как сегодня можно охарактеризовать жизнь крымских татар на территории Большой Ялты? Чем живут наши соотечественники?
— Несмотря на те красоты, коими природа одарила ЮБК, у населения проблем предостаточно. Жители в основном заняты в сфере обслуживания: общепит, торговые точки, сдача туристам жилья. Изменения, происходившие в политической жизни, безусловно, отражались на рыночных отношениях, поэтому те, кто не смог наладить свой бизнес в новых условиях, пополнил список безработных. Имеются проблемы у наемного труда, когда происходит смена собственника и следующая за ним реорганизация: увольнения старого штата сотрудников и набора нового. Ограничены сезонные заработки. Несмотря на то, что туристический поток восстанавливается, отдыхающие в основном приезжают по путевкам в санатории. В кафе такой клиент не питается, как говорят, «берут один чебурек на двоих».
Население желает стабильности, экономического благосостояния, решения проблем, и не в последнюю очередь земельных, то есть узаконивания земельных участков, на которых строятся или уже построили дома.
— Способы решения проблем?
— Если это системные проблемы, то наше малочисленное крымскотатарское население региона самостоятельно разрешить их не сможет. Необходимы рычаги управления.
— Будучи на протяжении многих лет участником крымскотатарского национального движения, как можете охарактеризовать его нынешнее состояние?
— В Крыму участники национального движения пребывают в некой растерянности, не знают что делать и предложить народу. Ссылаются на общие документы, но никакой конкретики. Кто-то ударяется в языковую проблему, другие заняты перепиской с государственными структурами, кто-то — правозащитной деятельностью, но системной плановой работы нет. Организации, движения четко ничего не предлагают народу — в каком направлении двигаться, какие вопросы требуют первичного разрешения? Заняты лишь освещением и констатацией событий. Существовавшие ранее структуры на практике прекратили свою деятельность. Те, кто заявляют о себе, ничего существенного предложить не могут, поэтому и народ особо за ними не идет. Наблюдается разброс и шатание.
— Ваше видение налаживания работы?
— Необходимо четко осознать, что главная задача для нас — самосохраниться. Не покидать Крым. Объяснять молодежи, какие неимоверные усилия требовались для возвращения в Крым, десятилетия неравной борьбы за Родину, которую они так легко бросают и уезжают. Народный организм обязан быть здоровым, численность крымских татар должна расти.
Разрозненные группы в национальном движении обязаны выработать общую концепцию. Если у нас хватит сил и мудрости, чтобы объединить усилия, тогда мы выживем. Как в свое время говорил ветеран движения Нариман Кадыров: «Крымские татары, любите друг друга, даже если ненавидите». Законодательство позволяет иметь различные формы объединения граждан, могут работать инициативные группы, следует этим воспользоваться.
— На решении каких вопросов следует акцентировать особое внимание?
— Процессы, происходящие в обществе, пробуждают у молодежи национальное самосознание. Но из-за того что национальное движение уделяло недостаточно внимания подрастающему поколению, оно начало терять свою светскость, попадая под влияние различных религиозных течений. Если раньше имели место расхождения по политическим взглядам, то теперь по религиозным, где каждый доказывает свою особую святость. Я не могу приветствовать такую тенденцию, особенно, когда пропагандируют отказ от национальной идентичности в пользу религиозной. Национальное движение, интеллигенция в этом вопросе должны сказать свое слово, опираясь на многолетний опыт.
Приоритетной задачей является создание условий для перспективного развития молодежи, ее занятости. Если сегодня из сел молодежь приезжает на ЮБК на заработки, рассчитывая поправить свое материальное положение, то здесь возможности ограничены, вот и уезжают в Москву, в Киев, а кто вообще в дальнее зарубежье. Там создаются семьи, их перспектива возвращения домой, на Родину сводится к нулю.
К сожалению, мы не разработали текущей и перспективной программы действий. В основном работа строилась спонтанно: от выборов к выборам, от митинга к митингу. Программа должна быть реальной, гибкой, корректируемой. Мы малочисленный народ и нам трудно диктовать условия. Но опираясь на опыт народов, нам следует выработать механизмы для реализации поставленных задач. К сожалению, сегодня ни в Крыму, ни за его пределами я не вижу людей, которые смогли бы составить такую программу. Такая ситуация негативно сказывается на состоянии общества, на концентрации его усилий.
— Мы можем говорить о перспективах народа?
— Оптимизм и перспективы у народа есть, но могут начаться и необратимые процессы. Для их преодоления необходимы консолидация сил и применение накопленных знаний и опыта. Действительность такова, что многие друг к другу относятся с недоверием. Мы испытываем дефицит личностей, способных объединять людей. А сидеть и ждать чего-то или кого-то — есть самообман. Следует всегда помнить, что у крымскотатарского народа, как и у других, есть свои интересы, которые мы обязаны блюсти. Необходимо искать союзников, никого не зачисляя в разряд постоянных врагов, и становиться субъектом политики.
comments powered by HyperComments