Город Эскишехир, Турция
Историческая судьба крымских татар сложилась таким образом, что народ оказался разделенным на евразийских просторах, где этническое ядро в настоящее время проживает на своей родине в Крыму, а крупные диаспоры, в силу исторических причин, в Турции, Румынии, Болгарии и, конечно, Узбекистане.
Соотечественники, вынуждено покидая пределы Крыма, по возможности стремились унести с собой кусочек родины, предметы материальной культуры, а исторические источники зафиксировали факты, когда с собой забирали горящие угли из родного очага и годами не давали им угаснуть в местах новых поселений.
Уезжали умельцы, мастера народных промыслов, которые на чужбине, занимаясь ремеслом, изготавливали продукцию, востребованную покупателями.
Амет Озенбашлы в своей книге «Къырым фаджиасы» дает следующие сведения: «Что касается территории Турции, то окрестности Чаталджа, около Эдирне, а также Изеддин, Сазлы Бостан, были заполнены переселенцами из Бахчисарая. В самом Стамбуле кварталы района Фатих, Ени Багча, Кара Гюмрюк, Касымпаша, Сютлюдже до того плотно заселены татарами, что их можно смело назвать крымскотатарскими.
Что касается их экономического положения, то знаменитые мастера, изготовители экипажей и фаэтонов были сплошь татары… Кроме них, среди стамбульских татар есть и ремесленники-шорники (saraç), пошивочники тапочек (terlikçi), мелкие ремесленники (ufaq sanatlaresnafı) … галантерейщики (tuhafiyeciler).
В Бурсе также имеется значительная крымскотатарская колония. Шелкоткацкая и текстильная промышленность, находящаяся в руках здешних татар, стоят на более высоком уровне, чем турецкая».
С описываемыми событиями нас разделяют порядка 150 и более лет, но надо полагать, что в семьях потомков эмигрантов все же сохраняются старинные крымскотатарские вещи, которые украсили бы любую музейную коллекцию.
На глаза попался материал о создании российскими эмигрантскими кругами в США общества «Родина». Поставив цель, участники определили круг задач, в том числе и сбор реликвий русской истории и культуры, по тем или иным причинам оказавшихся за границей.
Музеи играют значительную роль в культурном развитии народов, неслучайно государства вкладывают немалые средства в их создание и поддержание деятельности.
Всемирно известные музеи, безусловно, являются гордостью человечества. Но каждое великое дело имеет свое начало.
Инициатор «Родины» — бывший вахмистр 12-го уланского Белгородского полка Николай Ковура — уже через два года открывал большое здание с просторными залами, сценой, библиотекой, помещениями под выставки.
Произнося речь, Николай Андреевич много говорил о значении этого события, о том, что появился еще один островок России за ее пределами.
По мере деятельности заработала русская школа, при которой был создан «Кружок русской культуры». Затем было объявлено о создании спортивного клуба «Витязь». Стала формироваться библиотека. Работали театральные, художественные студии. В здании проходили всевозможные съезды, конференции, благотворительные вечера. Наконец, пошло пополнение музейного фонда.
Начало ему положил самый настоящий подвижник Всеволод Стеллецкий. Первыми экспонатами музея стали погоны Крымского и Владикавказского корпусов, ассигнация достоинством в сто рублей, десятикопеечная монета и портреты Корнилова и Деникина. А дальше буквально хлынул поток даров. Одно за другим «Родина» приняла собрания Музея Николаевского кавалерийского училища — знаменитого военно-учебного корпуса, который в свое время заканчивал Лермонтов, Музея русской конницы, Музея Константиновского артиллерийского училища, лейб-гвардии Семеновского, Измайловского и Павловского полков, Музея морского объединения. В Америку их присылали русские эмигранты со всего мира.
В музее оказались автографы царя Александра III и рескрипты последнего русского императора, коллекция пасхальных яиц, принадлежавшая семье Николая II, подлинные письма последней русской императрицы, альбом — свод фотографий, сделанных во время расследования колчаковским представителем Соколовым обстоятельств казни царской семьи, и много других бесценных вещей.
После распада СССР и смены коммунистического режима экспонаты музея стали возвращаться в Россию. В 1998 году трехтонный контейнер с реликвиями был доставлен в Москву.
Сегодня в Крыму успешно работают государственные и частные музеи, но стоит задача постоянного пополнения коллекций. В свое время сотрудники Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия активно работали с диаспорой, выезжали в экспедиции для сбора экспонатов. Но возникает необходимость дать новый импульс этой деятельности. Постоянные экспедиции в Турцию, Румынию, Болгарию, встреча с соотечественниками, особенно с представителями старшего поколения, обеспечат богатым этнографическим материалом. Развертывание в этих странах кампании по сбору предметов старины силами местных активистов сослужит для истории неоценимую службу, тем более в этих странах действуют крымскотатарские культурные центры.
Другое направление – государства Центральной Азии, куда были высланы крымские татары в 1944 году. Безусловно, там, в семьях, возможно, тоже имеются изделия из Крыма, но не меньший интерес представляет культурное наследие крымскотатарских деятелей, не вернувшихся с чужбины. Так недавно к нам в редакцию попала электронная копия рукописи известного в Андижане нашего соотечественника, описывающего свой жизненный путь.
Как видим, есть о чем призадуматься и над чем придется потрудиться.
comments powered by HyperComments