Курс валют USD 0 EUR 0

Этапы прожитой жизни

Комментариев: 0
Просмотров: 52

Моя собеседница — Айше Сеитмуратова. Недавно ей исполнилось 88 лет. Она продолжает интересоваться общественной жизнью народа, активно читает газеты и книги, настроена принимать участие в различных мероприятиях. Айше-апте в жизни пришлось многое повидать и перенести. Оглядываясь назад, она ни о чем не сожалеет и горда тем, что жизнь свою посвятила народу.

Айше-апте — прекрасный собеседник, о многом и многих может поведать, рассказать. Читатели «ГК» уже знакомы с ее повествованием о депортации и первых годах ссылки, сегодня мы послушаем рассказ о поступлении в университет и студенческой поре.

— По окончании школы человек стоит на пороге большой жизни, перед выбором профессии. Вы остановились на профессии историка. Чем обусловлен такой выбор?

— Крымскотатарский народ оказался в бессрочной ссылке, пережил голод, холод, унижения, оскорбления, даже детей обзывали предателями. Многие семьи постигла преждевременная утрата родных и близких, но одновременно шел процесс закалки воли народа, каждый столкнулся с вопиющей несправедли­востью, которую можно было преодолеть только борьбой. Свое право и достоинство в детстве я вынуждена была защищать кулаками, дралась и с девчонками и с мальчишками. По дороге в школу нас задирали пацаны, при возвращении – все повторялось, могли обозвать или даже ударить. Я пожаловалась одному из братьев, он сказал, что если не можешь защитить себя, не лезь в драку. Я получила подтверждение своим мыслям и по жизни шла «с кулаками». Меня вынудили защищаться и защищать слабых.

В школе я особо интересовалась историей, проходили Конститу­цию страны, читая ­учебники, пыталась получить ответ на постоянно мучающий меня вопрос: почему выслали крымских татар и когда вернут на родину? Прошлое народа позволяло находить ответы. Изучая историю и Конституцию СССР, я могла развивать собственные мысли.

Школьный учитель Сергей Константинович Пельхер, видя мое увлечение предметом, оказывал всяческую поддержку, и когда узнал, что собираюсь поступать на историчес­кий факультет, пре­дупредил, что в моем статусе будет нелегко стать студентом заветного факультета. Посоветовал идти на заочное отделение, что я и сделала. Сдав экзамены, прошла по конкурсу. Сергей Константинович одновременно занимал должность директора вечерней школы, он предложил мне работу в «вечерке», и я приступила к своим обязанностям, в частности ходила по предприятиям и агитировала рабочих завершить среднее образование. Через год перевелась на очное отделение Самаркандского университета, вновь на первый курс.

— В семье одобрили ваш выбор?

— Дома все выразили поддержку моему выбору. Мама и братья считали, что я самостоятельно должна определиться в жизни. В свою очередь, очень интересовались позицией профессорско-преподавательского состава по поводу политических событий, происходивших в стране после смерти Сталина.

— Студенческая жизнь была насыщенной?

— После поступления на очное отделение, несколько месяцев в университет я ездила из дома, но с холодами перебралась в студенческое общежитие, поближе к учебе. В комнате жили 7-8 человек, никто друг другу не мешал, причем студентки были разных национальностей, приехавшие учиться из регионов СССР, жили очень дружно.

Училась я хорошо, но случались стычки, когда ощущала несправедливость, особенно в национальном вопросе. Однажды на лекции по научному коммунизму я заявила, что в «Правде» нет правды. Преподаватель удалил меня из аудитории. ­Зайдя в буфет, купила кофе. После лекции преподаватель Набиев, ­зайдя на кафедру, стал делиться с присутствующими моим высказыванием. Профессор старой закалки Иван Умняков прервал его и поинтересовался, не спросил ли он, почему Сеитмуратова так сказала?

Меня вызвали в деканат для беседы, но давить не стали. Сказали продолжать учебу и не делать больше таких заявлений.

Ректор университета В. Абдуллаев также пригласил меня для беседы, во время которой заметил: «Дочка, я ученик вашего профессора Бекира Чобан-заде, многое знаю, но для вас сейчас главное — учеба».

Интерес к истории крымских татар возрастал, посещала библиотеки, изучала доступную литературу.

После окончания уни­верситета, была направлена на работу в школу в Булунгурский район, недалеко от Самарканда. Отработав там два года, получила на руки диплом об ­окончании университета. Уволилась и поехала в Москву для поступления в аспирантуру.

В период учебы я слышала о национальном движении, что студенты в Ташкенте участвуют в борьбе за возвращение на родину. Но это следующий этап в моей жизни…

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог