Забота о потомстве заложена в природе. Человек на протяжении всей своей жизни, в непосредственном контакте или в памяти, сохраняет связь между детьми и родителями, ближайшими родственниками, выстраивая с ними определенные взаимоотношения. В зависимости от культуры, традиций, внутрисемейных порядков и при непосредственном влиянии государственной политики осуществляется связь поколений, поэтому воспитание детей возлагается не только на родителей, но и на общество в целом.
Государство, определяющее человека как ячейку общества, не могут не интересовать мировоззренческие установки, политические ориентации и гражданская активность молодежи. Этими же вопросами озадачены и конкретные народы, заботящиеся о собственном развитии.
Имея целостную картину видения молодежью образа будущего своего народа в неразрывной связи с историей и достижениями предыдущих поколений, можно планировать движение в поступательном направлении.
Для нас, крымских татар, важной задачей является также выявление ценностных ориентаций, поведенческих и повседневных практик, уровня социальной активности молодых соотечественников. В связи с чем наличие специалистов в данной области и организация их работы по объективному и разноплановому анализу спектра исследуемых проблем, осмыслению совокупности объективных и субъективных факторов, влияющих на формирование ценностных установок современной крымскотатарской молодежи, сослужили бы хорошую службу для последующего национального развития.
За последние 30—35 лет мы наблюдаем изменение мировоззренческих установок крымскотатарской молодежи. Мировоззрение — это, безусловно, и система взглядов на мир, и система ценностей. Государство влияет, а порой и строго диктует установки, формирующие мировоззрение.
В 1980-х крымскотатарская молодежь представляла собой светского человека, сформированного в советской системе воспитания, но под воздействием национальных традиций, имеющих и религиозный компонент. С крушением железного занавеса, все популярнее становились западные ценности, а с возобновлением частной собственности появились и «новые крымские татары». Смена политических систем дала толчок религиозному возрождению, которое приняло различные формы, что привело к непримиримой борьбе между приверженцами различных течений ислама, а теперь уже и российского государства с некоторыми из них. Учитывая динамику развития, следует полагать, что список нежелательных религиозных организаций и течений будет только расширяться, а тенденция противодействия и наказания их — только ужесточаться. Поэтому для крымскотатарского общества крайне важным является определение дальнейших ценностных ориентиров.
Формы самоорганизации молодежи и проявления ею гражданской активности находятся в поле зрения как крымскотатарских общественно-политических кругов, так и государств, проявляющих интерес к Крыму. От того, куда будет направлен вектор развития, зависит открытость или закрытость дальнейших действий. Где тот верный, созидательный, безошибочный путь?
Крымскотатарский народ всегда гордился сохранением связи поколений. Величайшей ценностью считается возможность проживания в одном домовладении представителей 3—4-х поколений. Этим закладывается сохранение традиций, уважение к взрослым, почтение к старикам и любовь к детям. Благодаря этому вырабатывается моральная ответственность родителей перед детьми и детей перед родителями. Таким образом, обеспечивается ценностный транзит между поколениями.
Крымскотатарскому народу предстоит постоянно вырабатывать эффективные формы работы с молодежью, обсуждать новые модели и механизмы построения молодежной политики, воспитания патриотизма, формирования созидательной гражданской позиции и поддержания национальной идентичности. При этом выстраивать гармоничные отношения с представителями других народов, с кем предстоит жить и сотрудничать.
comments powered by HyperComments