Курс валют USD 0 EUR 0

Государственные языки республик: знание желательно, но не обязательно

Комментариев: 0
Просмотров: 985

 

19 июня в стенах Государственной Думы разгорелась весьма оживленная дискуссия по поводу законопроекта, регулирующего изучение государственных языков республик, входящих в состав России.

Законопроект №438863-7 «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был внесен на рассмотрение нижней палаты российского парламента 10 апреля этого года группой депутатов из всех четырех парламентских фракций — Единой России, Справедливой России, КПРФ и ЛДПР.

Авторы законопроекта предлагают зафиксировать в федеральном законодательстве положение о том, что «преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации», каковым является русский язык. Предполагается, что граждане России будут иметь право на получение на родном языке дошкольного, начального общего (1-4 классы) и основного общего (5-9 классы) образования, а также право на изучение родного языка «в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей)». При этом учет мнения учеников и их родителей будет осуществляться на основании письменных заявлений последних.

По поручению президента

Тема изучения в школах государственных языков республик начала активно обсуждаться в прошлом году, после выступления президента В.Путина во время заседания Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле. Тогда глава государства выступил за добровольный характер изучения региональных языков. Неудивительно, что представляя   на заседании парламента законопроект, одна из его авторов — депутат Алена Аршинова («Единая Россия») начала свою речь с апелляции к позиции президента.

«На протяжении нескольких лет я получаю жалобы, обращения родительских сообществ из разных регионов в связи с принудительным изучением государственных и родных языков регионов. Решаемая этим законопроектом проблема стала известна в том числе Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, поэтому наш законопроект — это также результат выполнения поручения Владимира Владимировича Путина, которое было дано год назад, в июле, на заседании Совета по межнациональным отношениям… Я напомню, что после ряда поручений нашего президента, прокуратурой было организовано несколько проверок, по итогам таких проверок были выявлены тысячи нарушений законодательства очень разного характера», — завила Аршинова.

По словам депутата, среди регионов, где «игнорировался принцип добровольности» — Татарстан, Башкортостан, Северная Осетия, Якутия. В числе нарушений было названо и «создание финансовых преференций» для учителей национальных языков в Татарстане и Северной Осетии, где «надбавки были до 15 процентов». Никаких нарушений, по утверждению Аршиновой, не было выявлено в таких республиках, как Чечня, Мордовия, Марий Эл, Удмуртия и Дагестан.

«В законопроекте мы прописываем, что изучение родных языков должно быть по желанию школьников и их родителей, и именно на основании их письменных заявлений — в этом суть концепции законопроекта… Данный порядок позволит сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, а также возможности изучения государственных и родных языков», — разъяснила позицию разработчиков законопроекта депутат.

Родным языкам поможет фонд?

В своем выступлении Аршинова затронула и проблему сохранения языков народов России: «Хочу просто напомнить, что сейчас 193 народа России говорят на 277 языках, из которых преподаются всего 73 языка, из-за того что, как я уже говорила, нет концепции преподавания, нет методик, и только по 13 языкам есть соответствующие программы. А благодаря данному закону мы сможем говорить не просто о сохранении родных, национальных языков, а об их развитии. Наша идея заключается в том, чтобы инициировать создание фонда поддержки национальных, родных языков народов России, который существовал бы на федеральные деньги, и мы могли бы серьезно подойти к вопросу о сохранении наследия народов России: создать серьезные экспертные группы, чтобы помочь нашим регионам, всем народам России подготовить концепцию преподавания родных языков, методики преподавания, учебники, а главное — помочь лицензировать учебники».

Эту тему развил выступивший содокладчиком по законопроекту председатель думского комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов («Единая Россия»). «Только по 5 языкам есть лицензированные учебники, только по 13 языкам есть лицензированные учебные программы; прекратилась подготовка специалистов по языкам коренных малочисленных народов, которая велась на протяжении десятилетий в Герценовском университете в Санкт-Петербурге; нет стандартов по многим языкам, научные стандарты просто отсутствуют — это проблемы, которые вопиют и которые, безусловно, надо решать. Именно поэтому в постановлении, которое мы предлагаем принять вместе с законопроектом в первом чтении, есть предложение о создании фонда поддержки национальных, родных языков, в том числе языков коренных малочисленных народов нашей страны. Именно этот фонд и занялся бы поддержкой таких языков и с точки зрения академического изучения, и с точки зрения преподавания, и с точки зрения подготовки учебников, учебных программ и пособий», — подчеркнул парламентарий.

Отметив, что обсуждаемый законопроект вызвал в стране большой резонанс, Никонов пообещал, что ко второму чтению в него будут внесены изменения. «Было много опасений, что не будет языков народов, родных языков в обязательной части федеральных государственных образовательных стандартов, — они там будут. Будут внесены соответствующие поправки, которые закрепят их место в обязательной части федеральных государственных образовательных стандартов. Одним из родных языков, которые могут изучаться в школах, где преподается родной язык, будет русский. Выбор языка обучения или родного языка как предмета для изучения — за родителями несовершеннолетних обучающихся и их представителями», — заявил Никонов. Он призвал федеральное правительство разработать концепцию преподавания родных языков и при подготовке бюджета выделить средства на разработку нового поколения учебников по родным языкам народов России.

Обсуждение

Большую активность в обсуждении законопроекта проявили депутаты, представляющие в парламенте национальные республики.

«Из логики изложенного следует, что преподавание и изучение родных языков каким-то образом, гипотетически может причинить ущерб изучению русского языка, если я правильно понимаю. В таком случае хотелось бы знать: а изучение иностранных языков не может ли причинить ущерб изучению русского языка?», — поинтересовался у разработчиков законопроекта представитель Дагестана Ризван Курбанов (КПРФ), указав на  присутствующее в документе положение о том, что изучение госязыков республик не может осуществляться в ущерб изучению русского языка.

«Вы знаете, что у нас есть ФГОС-2, в соответствии с которым мы должны переходить в том числе на изучение двух иностранных языков, то есть английский плюс второй иностранный язык. И в Министерстве просвещения ведутся разговоры, как это сделать, чтобы не увеличивать учебную нагрузку у детей. Так что, я думаю, мы можем за счет качественной проработки методик, сократив нагрузку и увеличив при этом качество преподавания, сделать все», — отвечала на вопрос А.Аршинова.

Представитель Чечни Магомед Селимханов («Единая Россия») высказал мнение о том, что в случае принятия закона следовало бы дать выпускникам, изучавшим в школе свой родной язык, преимущество в виде хотя бы дополнительных десяти баллов к результату ЕГЭ. На что В.Никонов указал, что федеральное законодательство позволяет каждому вузу  самостоятельно решать, какие достижения абитуриентов засчитывать при приеме на обучение по программам бакалавриата. Таким образом, зачисление баллов за знание родного языка является прерогативой вузов.

Депутат Александр Шерин (ЛДПР), в свою очередь, озаботился судьбой детей военнослужащих, переводимых из одного региона в другой. Он поинтересовался, сможет ли такой ребенок получить необходимое число часов русского языка, даже если будет в классе один? В.Никонов заверил коллегу, что изучать русский язык как родной можно в любой школе России. «Этот законопроект предусматривает возможность выбора русского языка в качестве родного языка в тех школах, где родной язык преподается. Это новое положение, которое мы вводим, полностью предусматривает ситуацию, о которой вы сказали, естественно, в этом случае родители могут выбрать русский язык как родной язык», — отметил он.

О пользе изучения языков…

Депутат от Республики Саха (Якутия) Федот Тумусов («Справедливая Россия») в своей речи отметил, что статус государственного в республиках сегодня имеют 36 языков. «Не знаю, изначально или со времен строительства Вавилонской башни Всевышний установил многообразие языков, но это объективная реальность. В Конституции Российской Федерации закреплено, что республика есть государство в составе Российской Федерации, говорится там и о статусе государственных языков субъектов Федерации, но Правительство Российской Федерации, а конкретно Министерство образования, не обеспечило разработки и применения федеральных государственных образовательных стандартов изучения государственных языков субъектов Федерации. И что получилось? То, что произошло в некоторых республиках, Иосиф Сталин охарактеризовал бы как головокружение от успехов или как перегибы на местах. Авторы законопроекта, образно говоря, раскачали и накренили лодку совершенно в другую сторону. Они предлагают изучение родных языков, по крайней мере, в тексте так написано, из обязательной части образовательной программы перенести в факультативную часть, а при нашем знаменитом бюрократизме и особом чиновничьем рвении все это рано или поздно может привести фактически к запрету изучения родных языков. Мы это уже проходили, для величия России ни то ни другое не подойдет: величие России не в единообразии, величие России в разнообразии, в разнообразии народов и языков, в единстве многообразий.

Ко второму чтению необходимо внести существенные изменения в законопроект. Изучение государственных языков субъектов Федерации должно быть обязательной частью образовательных программ при существенном приоритете русского языка как общегосударственного языка, при этом не должно быть нарушений прав человека, насильственного принуждения. Считаю, что обучение государственному языку республики должно регулироваться законом соответствующей республики, при этом ФГОС должен регулировать верхнюю планку количества часов обучения государственному языку субъекта, например, три часа, принцип добровольности должен быть соблюден путем подачи заявления, но не заявления о согласии учить государственный язык, а, наоборот, заявления об отказе учить государственный язык», — полагает Тумусов.

Его коллега по фракции Олег Шеин так же призвал парламентариев подумать над тем, чтобы власти регионов могли определять порядок изучения государственных языков:

«Понятна логика тех коллег, которые выступают за то, чтобы не был нанесен ущерб преподаванию русского языка как основного государственного языка в нашей стране, и, я полагаю, нет людей, которые этому оппонировали бы. Вместе с тем, я считаю, что государственные языки субъектов Российской Федерации ни в коем случае не должны быть оттеснены в категорию факультативных для изучения. Почему? Во-первых, дети, которые являются билингвами, гораздо лучше впитывают информацию не только языковую, но и в более широком контексте. Билингвизм способствует развитию левого полушария головного мозга и развитию человека вообще. Во-вторых, понимание иного языка, кроме русского, для русских детей, проживающих в республиках, очень важно в рамках общей гармонизации национальных отношений, поскольку, когда человек хорошо знает иную, не только свою культуру, а язык, безусловно, является стержнем этой культуры, это, безусловно, способствует гармонизации межнациональных отношений в первую очередь в Российской Федерации, если мы говорим о ней.

В том виде, как выглядит сегодня предлагаемый к первому чтению проект закона… Я, например, читаю его следующим образом: семья может выбирать один родной язык для изучения ребенком. Русский язык, естественно, в эту категорию входит, поэтому есть риск, что другие языки, кроме русского, автоматически могут уйти в категорию необязательных для изучения. В этом контексте я полностью разделяю обеспокоенность, которую коллеги здесь высказывали. Я ее разделяю, я ее поддерживаю и считаю, что ко второму чтению обязательно должна быть интегрирована, учтена поправка о том, что органы власти субъектов Федерации, в которых признаны государственными языки иные, кроме русского, должны получить право сделать эти языки обязательными для обучения в рамках общеобразовательного процесса.

Что касается опасений, связанных с семьями военных. Ну давайте мы не будем исходить из того, что… Да, военные — уважаемые люди, но сколько у нас военных? Миллион человек, а население в стране — 140 миллионов. Давайте будем считаться все-таки с общими задачами развития. Я думаю, ребенок из военной семьи, который с родителями переезжает из одного региона в другой и хотя бы в рамках первого класса потихонечку овладевает национальным языком территории, тем самым расширяет свой кругозор и свои познания. В этом нет никакой катастрофы, а, наоборот, есть развитие этого человека и развитие его интеллектуального потенциала».

Остальные выступающие призвали поддержать законопроект. В целом, в ходе обсуждения вопроса сторонниками принятия законопроекта было сказано много красивых и правильных слов важности изучения различных языков, но вместе с тем, они упирали на то, что в вопросе изучения госязыков республик у учеников и их родителей должно быть право выбора. «Языковой вопрос в принципе тонкий и деликатный, требует предельно аккуратного обращения, так как граничит с вопросами национального согласия, и, безусловно, мы не вправе испытывать это согласие на прочность, напротив, обязаны его оберегать. Я сказал бы, что ни в коем случае нельзя право выбора ставить под сомнение, тем более походя, как сделали здесь отдельные выступающие», — заявил депутат Е.Ревенко, от имени фракции «Единой России» призвавший коллег голосовать за законопроект.

…и не желании изучать китайский

Впрочем, нашлись и те народные избранники, которые не скрывали своего нежелания изучения языков. Депутат от ЛДПР Сергей Иванов поделился с коллегами своими воспоминаниями о жизни в советском Казахстане: «Мы, русские, казахский язык особо не знали, потому что многое было на русском языке, но казахи в семье этот язык учили, и такой проблемы не стояло». Корни же проблемы, по его мнению, уходят в 1990-е годы, когда «некоторые наши субъекты Федерации, после того как Борис Николаевич сказал, что вода в Волге общая, а суверенитета берите, сколько хотите, решили, что все нормально, теперь можно строить свою собственную государственность, и, коли ты здесь живешь, изволь знать наш государственный язык. И это возмутило тех, кто проживал на этой территории». В целом же, по мнению депутата, «у нас всегда все языки учили по необходимости. Вы думаете, когда при царе в гимназиях заставляли изучать латинский и греческий языки, это что, кому-то очень нравилось? А как без латинского, если на нем вся медицинская литература? На греческом — историческая и так далее. А мы с вами, коллеги, уже докатились до того, что здесь себя не понимаем. Я лет десять назад, прилетев в Благовещенск, увидел замечательную картину: сидящие на пороге гостиницы, на скамеечке, как их назвал президент, женщины с низкой социальной ответственностью изучали китайский язык. Вот чтобы мы с вами китайский не начинали изучать, давайте здесь друг друга начнем понимать».

Завершил дискуссию В.Никонов. Он заверил коллег по Думе, что принятие законопроекта не приведет к вытеснению изучения языков народов России на факультатив. «Возможность выбора языка обучения или языка преподавания не исключает, скажем, для русского в Татарстане возможности выбрать в качестве предмета изучения татарский язык, поскольку это тоже создаст в республике очевидные конкурентные преимущества. Наш законопроект никак не исключает такой возможности, и, я думаю, родители учеников, которые смотрят далеко вперед, конечно же, сделают все, чтобы дети знали государственный язык той или иной республики. И последнее. Ученые недавно установили, что те, кто знает много языков, живут дольше, чем те, кто знает только один язык. Поэтому сделаем так, чтобы все мы и наши дети учили много языков, и жили долго и счастливо!», — напутствовал он парламентариев.

Результаты голосования

В итоге Дума приняла законопроект в первом чтении. За документ проголосовали 373 депутата из 450, в том числе большинство депутатов фракций «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия» и половина членов фракции КПРФ. Против законопроекта выступили всего трое депутатов — коммунисты Ризван Курбанов и Валентин Шурчанов, а также внефракционый депутат-одномандатник из Башкортостана Рифат Шайхутдинов. При таком раскладе не трудно догадаться что с утверждением закона во втором и третьем чтениях не возникнет проблем.

До 18 июля к законопроекту должны быть представлены поправки. Тем временем, в поддержку законопроекта выступили парламенты Вологодской, Новосибирской, Смоленской и Тамбовской областей, Алтайского, Красноярского и Ставропольского краев, Ненецкого автономного округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Отрицательный отзыв на проект закона направил в Госдуму Государственный Совет Республики Татарстан.

Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики в своем отзыве на проект закона предложило внести в его текст поправки, «предусматривающие обязательность изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик Российской Федерации лицами, для которых соответствующие государственные языки являются родными, установив право выбора обучающимися и их родителями изучаемого языка из числа государственных языков республик Российской Федерации». Парламентарии Карачаево-Черкессии при этом сослались на опыт своего региона: учащиеся обязательно изучают только тот государственный язык, который является родным для них. Стоит отметить, что в этой республике четыре государственных языка — карачаевский, черкесский, ногайский и абазинский.

О необходимости доработки законопроекта заявил парламент Республики Саха (Якутия). Парламент Кабардино-Балкарии в своем отзыве, направленном в Госдуму, так же призвал к доработке документа, отметив, что законопроект вызвал в республике широкое обсуждение в средствах массовой информации и получил большой общественный резонанс.

«В органы государственной власти республики поступают заявления национальных общественных организаций, коллективные обращения представителей научного сообщества, творческой интеллигенции, граждан… Специалисты отмечают необходимость недопущения деградации знания кабардино-черкесского и карачаево-балкарского языков, отнесенных ЮНЕСКО к числу вымирающих, которая может привести к утрате национальной литературы, других нематериальных носителей культуры малых народов, исчезновению этих этносов.

Конституцией Кабардино-Балкарской Республики в качестве государственных языков определены кабардинский, балкарский и русский. В 2014 году, при рассмотрении обновленной редакции республиканского Закона «Об образовании», по инициативе общественности на площадке законодательного органа была организована широкая дискуссия и найдено наиболее приемлемое решение: обучающиеся, для которых кабардинский или балкарский язык является родным, в качестве обязательного учебного предмета по своему выбору изучают кабардинский или балкарский язык…

При этом в целях сохранения достигнутого межнационального согласия и общественно-политической стабильности считаем целесообразным наряду с русским языком предусмотреть в законопроекте обязательное изучение государственных языков республик Российской Федерации лицами, для которых соответствующие государственные языки являются родными,   установив при этом право выбора обучающимися и их родителями изучаемого языка из числа государственных языков республик Российской Федерации», — говорится в обращении.

Судьба языков

Подводя итог, нужно отметить, что дискуссия в российском парламенте лишь в небольшой мере осветила проблему сохранения языков народов страны. Происходящие в мире процессы ставят под вопрос выживание языков многих небольших народов. И без поддержки на государственном уровне эту проблему нельзя будет решить.

Следует отметить, что свою позицию в дискуссии по языковому вопросу старается выразить и крымскотатарская общественность. По инициативе «Крымской инициативной рабочей группы по восстановлению прав репрессированного крымскотатарского народа», объединяющей представителей ряда крымскотатарских общественных организаций, на имя президента РФ, членов Госдумы и Совета Федерации было направлено обращение «За сохранение изучения родных языков народов Российской Федерации в обязательной предметной части учебных планов общего образования» и пакет предложений к рассматриваемому депутатами законопроекту об изучении родных языков.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог