Курс валют USD 0 EUR 0

История крымскотатарского образования на стыке двух веков

Комментариев: 0
Просмотров: 1 353

 

2 июня в библиотеке Крымского инженерно-педагогического университета состоялась презентация монографии «История формирования и развития Симферопольской татарской учительской школы и русско-татарских министерских училищ (1870-1920)». Автор – кандидат исторических наук, доцент Диляра  Абибуллаева  посвятила свой труд истории народного образования крымских татар на примере знаменитой школы (она была открыта в 1872 году), в ее стенах на протяжении полувека существования выросла блестящая плеяда крымскотатарской интеллигенции (многие из них были впоследствии репрессированы).

SDC15058

Главной целью создания Симферопольской  татарской учительской школы была подготовка национальных педагогических кадров для русско-татарских министерских училищ. В школе четыре года учились юноши 15-18 лет, по окончании получая документ с правом преподавания в школах. В стенах школы работали специалисты-профессионалы с богатым педагогическим опытом. В разные годы школу возглавляли известные ученые, общественные деятели: И.Казас, Х. Монастырлы, В. Филоненко, М. Дубровный и другие, почетными попечителями были М.Карашайский, И.Муфтий-заде, С. Булгаков, С.Кипчакский и другие.

Учащиеся изучали помимо  русского языка арифметику, геометрию, естествоведение, историю, мусульманское вероучение, педагогику, другие дисциплины.

Работа Диляры Абибуллаевой яркий пример сбора, анализа, систематизации источников из архивов С-Петербурга, Одессы, Крыма. Автор сделала попытку глубоко осветить форму и содержание деятельности учебных заведений, их значение в распространении светского образования и формировании крымскотатарской интеллигенции.

обложка 2

В книге освещены процессы возникновения и развития школы и училищ, учебная деятельность этих учреждений, даны сведения о меценатах, оказывавших помощь этим учебным заведениям, материалы, касающиеся эффективного сотрудничества  государства и структур крымскотатарского образования.

Диляра Абибуллаева подробно рассказала гостям презентации о своей работе над монографией.  Выпускники татарской учительской школы впоследствии известные крымскотатарские поэты, писатели, художники, ученые, общественные и политические деятели (нарком просвещения Усеин Балич и др).

Книга иллюстрирована фотографиями известных выпускников школы, таких как поэт Асан Чергеев, политический и общественный деятель Абдурешид Медиев, филолог, фольклорист Али Боданинский (по техническим причинам в книге вместо его фотографии помещено фото А. Озенбашлы), художник Абдурефи Абиев и другие.

В ходе презентации было высказано огромное количество положительных отзывов о работе, высоко оценен труд, который явится подспорьем не только для студентов, преподавателей, ученых, но и привлечет большой круг читателей к малоизученным страницам развития светского образования в крымскотатарской среде в конце XIX – начале XX веков, в эпоху, как выразился писатель Аблязиз Велиев, «къара асыр» — время активного противостояния прогрессивных идей и взглядов и клерикалов, сопротивлявшихся внедрению светского образования в Крыму.

Филолог Нариман Абдульваапов рассказал гостям об истории здания школы, где в дальнейшем в разные годы помещались женское педагогическое училище (с 1921 г.), вскоре крымскотатарская школа (с 1921 по 1937 гг.), переехавшая затем в здание нынешней симферопольской школы № 14. Он отметил, что если собрать всех выпускников крымскотатарской учительской школы с 1872 по 1937 годы, выйдет настоящая энциклопедия крымскотатарской культурной жизни.

Ныне в здании бывшей крымскотатарской учительской школы также расположено учебное заведение – школа для детей с ограниченными возможностями.

Мы спросили Диляру Ильясовну о том, что значит для нее наука история, о предназначении историка, об интересе народа к своей истории, о ее педагогических принципах и кредо жизни.

— Предназначение – изучать историю своего народа. Тьма различных тем, несметное количество неизученного, неизведанного  ждет нас, историков, в настоящем и будущем.

Каждый ученый сосредоточен на определенной теме. Я  — на истории крымскотатарского народного образования.

Далее продолжаю изучение развития крымскотатарского образования в период существования Крымской АССР (1921-1944).

Интерес к истории у нашего народа, видимо, в крови. Много неизученных страниц прошлого побуждает людей искать, брать в руки книги, черпать знания, говорить об этом своим детям…

Всегда, везде…

По отношению к своим студентам я стараюсь быть объективной. Требую, чтобы они постоянно работали над собой, накапливали знания. Написание статей, выступления на конференциях – неотъемлемая часть работы историка…

Что касается девиза в жизни – покой нам только снится, — наверное, так. Я всегда в творческом поиске. Архивы, библиотеки… Прозвучало предложение по работе над докторской диссертацией…

Вся моя жизнь – в педагогике. Я работала во всех структурах: школа, училище, вуз – в КИПУ преподаю более двадцати лет.

Педагогическая и научно-исследовательская работа – это та стезя, в которой мне еще много предстоит сделать.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог