2 июня в библиотеке Крымского инженерно-педагогического университета состоялась презентация монографии «История формирования и развития Симферопольской татарской учительской школы и русско-татарских министерских училищ (1870-1920)». Автор – кандидат исторических наук, доцент Диляра Абибуллаева посвятила свой труд истории народного образования крымских татар на примере знаменитой школы (она была открыта в 1872 году), в ее стенах на протяжении полувека существования выросла блестящая плеяда крымскотатарской интеллигенции (многие из них были впоследствии репрессированы).
Главной целью создания Симферопольской татарской учительской школы была подготовка национальных педагогических кадров для русско-татарских министерских училищ. В школе четыре года учились юноши 15-18 лет, по окончании получая документ с правом преподавания в школах. В стенах школы работали специалисты-профессионалы с богатым педагогическим опытом. В разные годы школу возглавляли известные ученые, общественные деятели: И.Казас, Х. Монастырлы, В. Филоненко, М. Дубровный и другие, почетными попечителями были М.Карашайский, И.Муфтий-заде, С. Булгаков, С.Кипчакский и другие.
Учащиеся изучали помимо русского языка арифметику, геометрию, естествоведение, историю, мусульманское вероучение, педагогику, другие дисциплины.
Работа Диляры Абибуллаевой яркий пример сбора, анализа, систематизации источников из архивов С-Петербурга, Одессы, Крыма. Автор сделала попытку глубоко осветить форму и содержание деятельности учебных заведений, их значение в распространении светского образования и формировании крымскотатарской интеллигенции.
В книге освещены процессы возникновения и развития школы и училищ, учебная деятельность этих учреждений, даны сведения о меценатах, оказывавших помощь этим учебным заведениям, материалы, касающиеся эффективного сотрудничества государства и структур крымскотатарского образования.
Диляра Абибуллаева подробно рассказала гостям презентации о своей работе над монографией. Выпускники татарской учительской школы впоследствии известные крымскотатарские поэты, писатели, художники, ученые, общественные и политические деятели (нарком просвещения Усеин Балич и др).
Книга иллюстрирована фотографиями известных выпускников школы, таких как поэт Асан Чергеев, политический и общественный деятель Абдурешид Медиев, филолог, фольклорист Али Боданинский (по техническим причинам в книге вместо его фотографии помещено фото А. Озенбашлы), художник Абдурефи Абиев и другие.
В ходе презентации было высказано огромное количество положительных отзывов о работе, высоко оценен труд, который явится подспорьем не только для студентов, преподавателей, ученых, но и привлечет большой круг читателей к малоизученным страницам развития светского образования в крымскотатарской среде в конце XIX – начале XX веков, в эпоху, как выразился писатель Аблязиз Велиев, «къара асыр» — время активного противостояния прогрессивных идей и взглядов и клерикалов, сопротивлявшихся внедрению светского образования в Крыму.
Филолог Нариман Абдульваапов рассказал гостям об истории здания школы, где в дальнейшем в разные годы помещались женское педагогическое училище (с 1921 г.), вскоре крымскотатарская школа (с 1921 по 1937 гг.), переехавшая затем в здание нынешней симферопольской школы № 14. Он отметил, что если собрать всех выпускников крымскотатарской учительской школы с 1872 по 1937 годы, выйдет настоящая энциклопедия крымскотатарской культурной жизни.
Ныне в здании бывшей крымскотатарской учительской школы также расположено учебное заведение – школа для детей с ограниченными возможностями.
Мы спросили Диляру Ильясовну о том, что значит для нее наука история, о предназначении историка, об интересе народа к своей истории, о ее педагогических принципах и кредо жизни.
— Предназначение – изучать историю своего народа. Тьма различных тем, несметное количество неизученного, неизведанного ждет нас, историков, в настоящем и будущем.
Каждый ученый сосредоточен на определенной теме. Я — на истории крымскотатарского народного образования.
Далее продолжаю изучение развития крымскотатарского образования в период существования Крымской АССР (1921-1944).
Интерес к истории у нашего народа, видимо, в крови. Много неизученных страниц прошлого побуждает людей искать, брать в руки книги, черпать знания, говорить об этом своим детям…
Всегда, везде…
По отношению к своим студентам я стараюсь быть объективной. Требую, чтобы они постоянно работали над собой, накапливали знания. Написание статей, выступления на конференциях – неотъемлемая часть работы историка…
Что касается девиза в жизни – покой нам только снится, — наверное, так. Я всегда в творческом поиске. Архивы, библиотеки… Прозвучало предложение по работе над докторской диссертацией…
Вся моя жизнь – в педагогике. Я работала во всех структурах: школа, училище, вуз – в КИПУ преподаю более двадцати лет.
Педагогическая и научно-исследовательская работа – это та стезя, в которой мне еще много предстоит сделать.
comments powered by HyperComments