Портрет А. Хейдока, 1990 г.
В прошлом году «Голос Крыма» знакомил своих читателей с членом Союза художников России Зауром ИБРАГИМОВЫМ, отметившим свое 80-летие. В канун 2018 года Заур-бей из Алтайского края прислал в редакцию свою поздравительную открытку, которая украсила наш новогодний номер.
Заур Ибрагимов был знаком с учеником известного художника Николая Рериха — Альфредом Хейдоком, и в сегодняшней публикации мы приводим отрывок из его очерка с воспоминаниями о нем.
Заур ИБРАГИМОВ, г. Бийск
Смерти нет. Есть всевлекущая, всетворящая, всепобеждающая любовь.
А. Хейдок
Это случилось в 1989 году, когда я приехал с персональной выставкой в г.Змеиногорск. В этом городе жил Альфред Петрович Хейдок, ученик и последователь Н. Рериха. Познакомил меня с ним Сергей Михайлович Погодаев — живописец, педагог, живший в то время по соседству. Позднее С.Погодаев написал портрет А. Хейдока.
Первое знакомство было довольно прозаичным. Я увидел человека преклонного возраста, с бородой, в берете, который придавал ему необычный вид. Он вышел ко мне из соседней комнаты в сопровождении секретаря Людмилы Ивановны Ветроградской. Оказалось, что он ничего не видит: Альфреду Петровичу было 97 лет.
В 1983 году Альфред Петрович едет в Москву к писателю Сидорову в гости. Знакомство с ним состоялось после опубликованной статьи «Семь дней в Гималаях». В то время А. Хейдок уже очень плохо видел, и по совету Сидорова прошел обследование в клинике Федорова. Врачи-офтальмологи сделали заключение: операцию на глаза делать поздно.
Такая обреченность не сломила дух Хейдока, он продолжал писать, а когда ослеп, диктовал свои тексты секретарю. Людмила Ивановна ухаживала за ним, по вечерам совершала с ним прогулки. Кроме нее у писателя никого не было. Честь и хвала этой женщине, которая разделяла с ним все тяготы жизни, которая и сегодня сохраняет память об этом уникальном человеке и писателе со сложной судьбой. Чувствовалась в этом человеке большая внутренняя культура, духовность.
Первое рукопожатие как-то сковало меня. Было ощущение, что подаю руку совершенно другой эпохе, жму руку человеку, который был близок самому Николаю Константиновичу Рериху. Тогда мне подумалось, что необходимо запечатлеть этот образ. Я пригласил Альфреда Петровича вместе со своим секретарем на открытие выставки. Договорившись о встрече после окончания выставки, я попросил разрешения нарисовать его портрет.
Следующая встреча состоялась 12 сентября 1989 года. Не успел я зайти в квартиру и поздороваться, как Альфред Петрович, обращаясь к Людмиле Ивановне, сказал: «Прими в наш дом еще одного друга».
Во время работы над портретом Хейдок рассказал мне историю, как он оказался в городе Змеиногорске.
Родился А.Хейдок 19 октября 1892 года, латыш по национальности, сын кузнеца. Участник Первой мировой войны. Проходил службу в организации Красного креста. После войны жил в Китае, городе Харбине, преподавал русский язык в китайских вузах, писал рассказы и был корреспондентом.
Н.К.Рерих, 1989 г.
А.Хейдок познакомился с Н.Рерихом в Харбине в 1934 году, когда Николай Константинович читал свои просветительские лекции для русских эмигрантов. Частые встречи и общение перешли в личную дружбу. В 1934 году в Америке Рерих опубликовал «Маньчжурские рассказы» А. Хейдока со своей вступительной статьей. Вот что пишет Рерих в своей статье: «Рассказы А. Хейдока, посвященные жизни Маньчжурии, являются ценным вкладом в литературу новой страны. Рассказы эти, прежде всего, углублены качеством убедительности, этим редким отличием, свойственным лишь чему-то действительно пережитому, перечувствованному. Помимо увлекательного содержания и вдумчивого изложения, «Звезды Маньчжурии» полны тех внутренних зовов, которые пробуждаются на древних просторах, напитанных славою прошлого. В каждом рассказе, безразлично, будет ли он основан на бытие современности или на далеких звучаниях великих наследий, всюду внимание останавливается на чертах больших реальностей, которые уводят внимание читателей в область высоких представлений. Творчество А. Хейдока своими литературными качествами всегда нужно, но сейчас, когда, поистине, глаза всего мира устремлены на эти древние места, оно нужно особенно. Тем, кто много ходил по просторам Азии, особенно звучит боль и тайна, которые нигде, как в Азии, не сочетаются так убедительно».
С 1940 года А. Хейдок живет в Шанхае, сотрудничает в газетах, продолжает писать рассказы. Один из рассказов хранится в музее Индии, в доме Святослава Николаевича Рериха. В Шанхае Альфред Петрович прожил семь лет.
Многих эмигрантов тянуло на Родину. В 1947 году А.Хейдок вместе с тремя тысячами пассажиров теплохода «Ильич» добровольно вернулся в СССР. Работал в городе Североуральске. В 1950 году был арестован за знакомство и дружбу с Николаем Константиновичем Рерихом. В лагере, где отбывал свой срок, Альфред Петрович познакомился с латышским просветителем и писателем Рихардом Рудзитисом. А. Хейдок характеризовал его как глубоко порядочного человека, который оказался в заключении за переписку с Н.Рерихом.
А. Хейдок был освобожден в 1956 году, реабилитирован в связи с отсутствием состава преступления и переселился в город Балхаш (Казахстан) к своему младшему сыну, который вернулся из Шанхая и также был арестован и освобожден несколько раньше. Хейдок в г.Балхаше работал в библиотеке, а последние шесть лет, перед переселением на Алтай, работал в Казахстанском научном институте рыбного хозяйства. Там он переводил научную литературу с английского языка.
С июля 1981 года Хейдок переезжает в Алтайский край, в город Змеиногорск. Выбор места проживания неслучаен, про Алтай ему много рассказывал Н. Рерих. Отдавая дань своему учителю, писатель решил пожить в тех краях, которые запали в душу Николая Рериха. У него было два официальных ученика — Борис Николаевич Абрамов и Альфред Петрович Хейдок. Тому и другому Рерих подарил по одинаковому перстню. Хейдок носил его на безымянном пальце левой руки и никогда с ним не расставался. В 1926 году Николай Константинович путешествовал по Алтаю, был в г.Бийске, несколько дней жил в гостинице «Бия», в старом административном центре города по улице Льва Толстого.
До нас дошли два воспоминания. Про первый случай рассказал старейший библиотекарь Краеведческого музея им. В.Бианки г.Бийска — Л.Мальцев, во время позирования автору этих строк. Мальцев вспоминал случай, когда ему было 12 лет. Играя на берегу с ребятами, он увидел, как необычная группа людей переправлялась на пароме через реку Бию. Впоследствии оказалось, что это была часть экспедиционной группы Н.Рериха, а он, Мальцев, за Рериха принял его повара, который был оригинально одет, в то время как сам Рерих ничем не отличался в одежде и был незаметным на взгляд двенадцатилетнего мальчика. Вспоминая этот случай, Мальцев улыбался своей добродушной улыбкой.
Ко второму воспоминанию относится еще один факт: Н. Рерих, спускаясь со второго этажа гостиницы «Бия», где снимал номер, заметил: «Как шумно здесь у вас». Дело в том, что на первом этаже располагался ресторан и громко играла музыка.
В настоящее время в бывшей гостинице располагается отдел культуры администрации г.Бийска. Перед входом в здание на стене установлена памятная доска с изображением Н. Рериха, выполненная бийским художником Сергеем Морозовым.
В 1989 году я работал над серией графических листов «Рерих на Алтае». Выбор данной серии был не случайным. Путешествуя по тропам Алтая вместе со своей семьей, мы каждое лето выбирали разные маршруты. Доходили до Белухи — самой высокой точки Алтая, были в тех местах, где путешествовал Н.Рерих. На основании собранного материала и впечатлений от путешествий родились три листа: «Экспедиция», «Баба», «Портрет Рериха».
После закрытия выставки в Змеиногорске я подарил Альфреду Петровичу «Портрет Рериха», выполненный в технике меццо-тинто. На листе Николай Константинович был изображен во весь рост на фоне горы Белухи — символа вечности и познания истины (лист из серии «Рерих на Алтае»). А. Хейдок указал место, куда повесить этот портрет — у изголовья своей кровати, под ликом Христа. Мне же Альфред Петрович подарил машинописные «Маньчжурские рассказы» с дарственной надписью и еще нигде не опубликованный рассказ «Грешница», написанный 26 июня 1988 года.
В этом рассказе автор повествует о судьбе грешницы после ее спасения Иисусом. Когда толпа хотела закидать ее камнями, Христос сказал: «Пусть бросит в нее камень тот, кто не считает себя грешным». Толпа разошлась, лишь один парень подошел и предложил ей идти в село. Звали грешницу — Эсфирь, парня — Измаил. Этот библейский сюжет лег в основу замысла автора. Писатель наделяет Эсфирь положительными чертами и благородными поступками в обыденной жизни и критических ситуациях. Молодые люди полюбили друг друга. Но в жизни не суждено было им быть вместе. Они погибают, обороняя свое село от врагов.
Работая над портретом Хейдока, я совместил иллюстрацию к данному рассказу с портретом автора повествования. На фоне финальной части рассказа молодые люди, взявшись за руки, уходят в космическую даль. Погибая, души любящих соединились навечно. «Смерти нет. Есть всевлекущая, всетворящая, всепобеждающая любовь», — заключает автор. Завершил я эту работу еще при жизни Хейдока и выслал ему офорт.
Умер А.Хейдок летом 1990 года, похоронен в г.Змеиногорске.
Память о встрече с этой удивительно светлой личностью согревает меня. Вот такая история одного портрета.
comments powered by HyperComments