Эльмар Аблаев
Шефика АБДУРАМАНОВА
«Театр – одно из верных средств возрождения и становления народа; как чуткий барометр он указывает на подъем или упадок нации. Чуткий, прозорливый театр способен в считанные годы переменить образ чувств целого народа, и, точно так же, увечный театр, отрастивший копыта вместо крыльев, способен растлить и усыпить нацию».
Гарсиа Лорка
21 февраля в Крымскотатарском академическом музыкально-драматическом театре состоялась премьера спектакля «Къафестеки уриет» («Свободен и в неволе»), поставленного на основе произведений и эпизодов жизни Бекира Чобан-заде режиссером, автором сценария и исполнителем Эльмаром Аблаевым.
Интрига, как движущая сила сюжета, заложена уже в самом названии, смысловое значение которого — величина не статичная, а постоянно меняющая свое значение за счет введения от мизансцены к мизансцене нового стечения обстоятельств. В чем наша свобода или несвобода? Можно ли ее ограничить клеткой? Или она внутри нас, независимо от меняющихся обстоятельств?
Премьера предполагает первое представление спектакля, однако определяющее слово «первый» соотносится не с формальным порядковым номером, его значение более многогранно.
Это режиссерский дебют в качестве режиссера известного актера, Заслуженного работника культуры АРК Эльмара Аблаева. В этом спектакле зрителя ждет полное перевоплощение полюбившегося зрителям привычного образа актера.
К тому же, это первый на сцене Крымскотатарского театра показ моноспектакля. Моноспектакль — жанр опаснейший: мало кому из актеров под силу в одиночку драматическим сюжетом удерживать огромный зал на протяжении целого часа. Влияние исполнителя на подачу и суть постановки в жанре «моно» в разы выше, чем у артистов привычного нам спектакля. Спектакль с участием группы актеров — есть отражение создателя, то есть режиссера, тогда как моноспектакль — это и есть сам актер, и в этом случае он — создатель. Несмотря на последующие сценические повторы, игра каждый раз неповторима. Моноспектакль — это синтез искусства актера, художественного слова и исследования литературы. Впервые в истории Крымскотатарского театра автор сценария, режиссер и актер представлены в одном лице – такое не часто встречается даже на столичных сценах.
Впервые на сцене Крымскотатарского театра озвучены эпизоды из жизни и творчества выдающегося ученого Бекира Чобан-заде.
Сюжет спектакля предельно сжат, он передает ключевые моменты из жизни выдающегося ученого-тюрколога и талантливого поэта: учеба в лицее, студенчество в Будапештском университете, возвращение, несмотря на немалые соблазны, на родину, энтузиазм первых лет работы в учебных заведениях и литературное творчество. Но реалии жизни вносят свои коррективы: в 1928 году на пленуме ЦК ВКП (б) Сталиным была озвучена концепция «усиления классовой борьбы по мере завершения строительства социализма», вновь прозвучали призывы к бдительности и разоблачению врагов. Несколько ранее Чобан-заде вынужден был покинуть Крым, но продолжает активно работать. Вся его деятельность как ученого и поэта была направлена на благо людей, на благо родины, которую, по его образному выражению, он любил как мать, но она не признала в нем сына: «Сени анам, деп, севе эдим, эвлядым, деп, танымадынъ».
Декорации спектакля минимальны, все пространство сцены заполнено энергетикой исполнителя, сумевшего максимальной отдачей и мастерством перевоплощения от беспрерывного течения отдельных мизансцен «держать» зал на протяжении всего спектакля. Каждая деталь минималистического реквизита имела свое предназначение. Связующей нитью через весь сюжет прошла тема фонаря, используемого вначале по прямому назначению. С развитием сюжета его огонек приобретает все более обобщающее и символическое значение. Свет его, как свет души поэта, не погас с окончанием его земного пути, продолжая светить потомкам духовным завещанием поэта.
Автору сценария, режиссеру и исполнителю Эльмару Аблаеву удалось выполнить сверхзадачу – энергетическим током пропустить идею сценического действия через сердца зрителей. Катарсис — это прозрение через потрясение, осознание свободы внутри себя.
С какой горечью и болью обращены слова Бекира Чобан-заде к присутствующим в зале далеким потомкам: «Биз, татарлар, тез тувамыз, осемиз, сонъ олемиз…»
Мы, татары, скоро рождаемся, растем, умираем. Есть у нас одна радость – мчать на лихом коне, не разбирая дороги, вздымая за собой клубы пыли… А там, где-то далеко, в безвестном краю, на обочине какой-то дороги, тихо спешившись, молча умираем… У каждого народа свое представление о жизни. Нам же по нраву такая, полная азарта и опасности!
Но если быть татарином так замечательно, тогда почему нас осталось так мало?
comments powered by HyperComments