Лиля МЕМЕТОВА, кандидат филологических наук
«Знания — лучшие украшения человека», «средства к цивилизации, а цивилизация — и цель, и способ для человеческой жизни». Под таким этическим кодексом происходило формирование крымскотатарской общественной и литературной жизни на рубеже ХIХ-ХХ столетий. Импульсом для развития национального поэтического творчества в новой формации послужила просветительская идеология. Западноевропейский культурологический опыт перенимался прогрессивно мыслящими представителями народа и в синтезе с генетическим кодом внедрялся в различные отрасли социальной сферы. В национальном поэтическом искусстве обозначились новаторские идеи, повлекшие за собой эволюцию творческих принципов. Происходила ломка средневековых эстетических представлений, творческий объектив поэтов был сфокусирован на вопросах народного бытия и обозначен «глубочайшим вниманием к внутреннему миру человека».
Целью данного исследования является изучение концепта «знание» в творчестве крымскотатарских художников слова эпохи Пробуждения.
Изучение истории научных изысканий по крымскотатарской поэзии данного периода показательно свидетельствует о наличии разноплановых работ. В авангарде критического осмысления поэтического продукта эпохи находились такие поэты и писатели первых десятилетий прошлого столетия, как А. Айвазов, О. Акчокраклы, И. Гаспринский, А. Одабаш, востоковед А. Самойлович. Позднее, уже в 1920-1940-е годы, когда обозначился расцвет литературно-художественной культуры и национальная периодика включала в себя десятки наименований, к ним присоединились А. Гирайбай, А. Лятиф-заде, Б. Чобан-заде, А. Крымский, Дж.Сейдамет, 3. Джавтобели, Э. Шемьи-заде, А.Алтанлы, А. Фетислямов. Во второй половине XX столетия публикуются труды Ш. Гаспринской, Дж. Сейдамета, И. Отара о самоотверженной личности политика, поэта и прозаика начала XX века Н. Челебиджихана. Поэтическое творчество 1883-1917 годов прямо или косвенно затрагивается в критических заметках З. Джавтобели, С. Нагаева. В изучении современной историографической базы вопроса первоначального внимания заслуживают труды профессора И. Керимова, исследования Т. Киримова, М. Миреева и др.
Анализ хроники исследовательских работ, историческая значимость которых несомненна в объективной интерпретации крымскотатарской поэзии эпохи Пробуждения, свидетельствует о малоизученности категории «знание» в творчестве поэтов, что и подтверждает актуальность исследования.
Идейной задачей крымскотатарских стихотворцев конца XIX — начала XX веков было «пробуждение» и просвещение народа. Творцы художественных ценностей все больше ак-туализировали социальные проблемы, разрешение которых связывали с просветительским мировоззрением. Они призывали к грамоте и стремлению к познаниям.
Если будем жить по-старому, жизнь будет очень мучительна, Надо читать и писать!
С подобным призывом обращался к своим единоверцам Хабибулла Керем. Говоря «жить по-старому», он имел в виду малограмотность, ограниченные взгляды и стереотипы, препятствующие прогрессивной динамике в общественной жизни. Собственный опыт поэта подсказывал ему, насколько важны знания в земном бытие и «что за великое дело для человека — наука».
Башыма гелени язмадан аджиздир къалемлер,
Нелер чектирди бу джахиллик ве не тюрлю эмеклер.
Построчный перевод:
Все то, что пережил я, перо не может описать,
Чего только я не вытерпел, каких только мук от этого невежества!
Летописец Керем не имел возможности получить хорошее образование, и лишь природное чутье и житейская мудрость подвели его к мысли о ведущей роли просвещения.
Идея о сущности знаний, об основополагающей роли просвещения в человеческой жизни занимала центральную позицию в художественном творчестве и других поэтов периода Пробуждения (1883-1917 гг.). Знание включало в себя «не только духовные познания или науки, но вообще все знания, науки, сведения и искусства, необходимые для духовной и материальной жизни». Стихотворцы открыто призывали к учению, они обращались к растущему поколению, зная, что будущее нации зависит от культурно-эстетического воспитания и интеллектуального уровня его молодого племени.
Чоджукъ, гит мектебе,
Акъ верир мертебе!
Дитя, иди в школу,
Всевышний тебе поможет!
В своих творческих позициях поэты, посредством осмысления социокультурных явлений, позитивно оценивали роль знаний и просвещения, тогда как невежество — «злейший и беспощадный враг» и отсутствие стремления к познаниям трактовалось противоречащим человеческой природе. Они высказывали мысль о том, что осведомленность и глубокий интеллектуальный потенциал способствуют преодолению социального гнета и притеснений, благоприятствуют формированию экономического подъема и качественно преобразуют условия жизни.
Окъу, джаилъ къалма,
Дюнъяда хор олма,
Илимсиз эмек ёкъ,
Билен эр даим токъ.
Учись, не будь невежей,
Не попирайся в мире,
Без науки нет работы,
Знающий всегда сыт.
В художественной интерпретации Усеина Шамиля Тохтаргазы «знание» выступает основополагающим фактором духовно-материальной организации человеческого бытия.
Бундан сонъра онсыз аят олмаяджакъ,
Онынъ иле ачылан гуль солмаяджакъ,
О олан ерде зулума ер къалмайджакъ,
О — окъувдыр ки, чоджукъларынъ малыдыр,
О — илимдир ки, инсаннынъ кемалыдыр!
Теперь без него жизни не будет,
Цветок, раскрывшийся с ним, не завянет,
Там, где оно, места гнету не будет,
Это — ученье, достояние детей,
Это — наука, совершенство людей!
Автор, репрезентируя актуальность обучения, овладения науками, определяет путь познания как единственный в достижении совершенства. Он тонко формулирует мысль о системности мироздания, о взаимозависимости существующих житейских ценностей. Любая нация является оригинальной составляющей мира, функционирование которой возможно лишь посредством приобретения определенных знаний. Лишенный же возможности просвещения народ подвергается исчезновению.
На рубеже ХIХ-ХХ столетий поэтическое вдохновение авторов было направлено на детальное изображение картины социальной жизни и насущных проблем мусульман полуострова. В произведениях актуализировались преобразования бытийного уклада и характеризовались существующие классовые противоречия. Референция аксиологической сущности «знаний» осуществлялась параллельно с описанием негативной составляющей «невежества».
Дюнья баглы акирете.
Чаиль олса бир адам
Ольгенде де чекер чеза
Эксимез башы белядан!
Бренный мир повязан с вечным.
Если невежа,
После смерти тоже будешь страдать,
Не убавятся неприятности!
Просвещение народа через приобщение к науке было потребностью времени, движущей силой прогресса. «Наше время — время знаний. Мир — это поле борьбы знаний: без знаний не существовать на нем!» Эпоха, когда могущество и слава достигались посредством физического преобладания, осталась позади, произошла переоценка ориентиров и ключевую позицию заняли иные аксиологические доминанты.
Приоритеты нового времени базировались на гуманистическом принципе и интеллектуальном превосходстве, призванные разрешить существующие проблемы в обществе. Востребованность просвещенного общества задавала «тон и направление всему строю со-временной жизни».
Мировоззрение крымскотатарских поэтов периода Пробуждения, как было отмечено ранее, формировалось под сенью прогрессивных идей И. Гаспринского, чьи принципы культурного возрождения являлись синтезом коранических постулатов «с требованиями человеческого прогресса». Его мысли, отраженные на страницах «Терджимана», подпитывали молодое поколение, которое в последующем продолжало просветительскую традицию своих предков. В одной из своих статей И. Гаспринский пишет: «Что знаете, постарайтесь передать другим <…> Просветите хоть одного человека». Исламское вероучение поощряло передачу и распространение знаний. Это предписание просветителя нашло отклик в творчестве поэтов, которые, в свою очередь, в знаниях видели неиссякаемую силу, признание и уважение.
Шинди бизге бильмек керек!
Энъ тогърусы, къыскъасы бу!
Анджакъ бильги нуру иле
Айдынланыр Татар юрду!
Нам сейчас нужны лишь знания –
Это самый верный путь!
Край татар во мраке ночи
Осветит лишь знаний луч!
Автор поэмы «Алтын ярыкъ» («Золотой луч») Хабибулла Одабаш взывал к своим современникам, находящимся «во мраке ночи», осознать «верный путь» — путь просвещения, приобщиться к европейской цивилизации и таким образом вдохнуть новую жизнь в общественное устройство. Бильмек — бизим джанымызнынъ керегидир. /Познавать — потребность нашей души.
«Учитель и мастер всего — это знание», без которого невозможно гармоничное развитие человечества. Эта мысль красной нитью проходит в крымскотатарском поэтическом наследии рубежа ХIХ-ХХ веков.
«Единственно, что в мире неразлучно остается при человеке, это — доброта и знание», — писал X.Керем в своем дневнике. Этой аксиомы придерживались и другие авторы. «Знания — лучшие украшения человека, о это нечто столь сильное, что благодаря им слабое существо человека делается повелителем и султаном света, при незначительной воле приневоливает природу, отделяет друг от друга части света, соединяет друг с другом моря, в пустыни проводит воду, на водах создает сушу. Благодаря знаниям человек из всего извлекает себе пользу и удовольствие, заставляя служить себе все силы природы. Образует государства, в пределах коих не заходит солнце; строит города, где ночью также светло, как днем!»
Просветить свой народ, повысить уровень его грамотности — было первостепенной задачей крымскотатарской интеллигенции на рубеже ХIХ-ХХ столетий. В рецепции поэтов «знание» означало познания и науки, необходимые для духовной и материальной жизни. Антиподом «знанию» выступало «невежество» («джаиллик»). В произведениях часто использовались лексемы, отождествляющиеся со «знанием», в частности, это «ышыкъ», «ярыкъ» («свет»), «нур» («луч»), «илим» («наука»), «кунеш» («солнце»), «ай» («луна»). «Невежество» ассоциировалось с «къаранлыкъ» («темнота»), «къара» («темный», «черный»), «юкъу» («сон»).
О пользе знаний в человеческой жизни писал каждый стихотворец. С.Озенбашлы в рукописном сборнике «Фонограф хакъайыкъ» («Голос истины») высказывал тревогу о пассивности народа и об отсутствии стремления к знаниям. X.Керем в собрании своих поэтических сочинений «Гонджа-и-эфкяр» («Бутон мыслей») описывал вредоносную сущность «невежества». О. Акчокраклы в сборнике оригинальных и переводных произведений «Къырым гонджелери» («Крымские бутоны») воспевал просветительское дело И. Гаспринского. У. Тохтаргазы в своем поэтическом издании «Налеи Къырым» («Стоны Крыма») активно призывал к просвещению. А. Чергеев в поэмах «Эшид, мевта не севлеюр!» («Услышь, что говорит покойник!»), «Аджи Ислям молла» («Мулла Аджы Ислям»), «Такъдир» («Судьба») сетовал на народную безграмотность, демонстрировал бесполезность и пагубность старометодной системы образования, калечащей психологию подрастающего поколения. Аналогичные мысли излагал Я. Шакир-Али в поэтическом сборнике «Дуйгъуларым» («Мои чувства») и с повышенной эмоциональностью взывал к знаниям. О благе наук и стремлении к познанию писал У. Сами. С характерной экспансивностью высказывался о спасительной силе просвещения Дж.Керменчикли. X. Одабаш обозначал основополагающую роль образования в человеческой жизни. В философской поэзии Н. Челебиджихана путь к просвещению является предназначением каждого.
Таким образом, исследование поэтических произведений крымскотатарских художников слова конца XIX — начала XX вв. свидетельствует о том, что концепт «знание» рас-сматривался поэтами как потребность века, спасение от невежества, избавление от гнета, сила, уважение, духовная потребность, человеческое предназначение, путь к совершенству, вечности и определил характерную особенность поэзии эпохи в целом.
comments powered by HyperComments