Курс валют USD 0 EUR 0

Крымская палитра

Комментариев: 0
Просмотров: 806

 

5 февраля в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия состоялось открытие выставки «Крымская палитра», посвященной крымскотатарским художникам, для которых этот год является юбилейным. В экспозиции представлены работы Абдурефи Абиева, Амета Устаева, Ирфана Шемсединова и Февзи Реджепова. Их творчество, охватывая продолжительный период, представляет общую картину художественного процесса ХХ века.

   

«Начало XX века — удивительные годы в культурной жизни Крыма.  В этот период Крым становится для передовой российской интеллигенции своеобразной духовной Меккой. Здесь наблюдается интересный процесс, выразившийся в сближении двух культурных параллелей: коренного местного населения и собственно российской. С одной стороны — крымскотатарский народ, его быт, культура, архитектура, музыка, начинают привлекать работников русской культуры, с другой —  крымскотатарская культура берет путь на сближение с русской культурой. И во многом этому способствовала Симферопольская татарская учительская школа (СТУШ), в которой хорошо было поставлено преподавание многих предметов, и учитель рисования обратил внимание на двух своих учеников —  Абдурефи Абиева и Усеина Боданинского. Эти два выпускника поступают в Строгановское художественно-промышленное училище (ныне Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Строганова), после окончания которого Усеин продолжает стажировку в Италии, а Абдурефи — во Франции. Сейчас молодежь, побывав в Европе, пытается остаться там. Оба наших художника, пополнив свои знания, возвращаются в Крым. 3 ноября 1917 года, с подачи Н.Челебиджихана объявлена их новая должность – Усеин Боданинский становится директором Бахчисарайского дворца-музея, Абдурефи Абиев — директором художественно-промышленной школы», — так начала свою повествовательную речь на открытии выставки методист по научно-просветительской деятельности музея Шефика Абдураманова.

Абдурефи Абиев (1879 — 1938)

140 лет cо дня рождения

Яркий и самобытный художник начала ХХ века. Работал директором открывшейся в Бахчисарае художественно-промышленной школы (техникума), обучение в которой было направлено на возрождение традиционных ремесел Крыма. Позже вел преподавательскую деятельность в Художественном училище им. Н. Самокиша.

В экспозиции представлены работы художника, выполненные им в 1920 — 1930 гг. Это живописные пейзажи и акварельный портрет супруги художника — Екатерины Малеевой, выполненный в стиле русской школы портретной живописи XIX века.  У этих работ непростая судьба: вывезенные в трагическую ночь депортации вдовой художника Екатериной Малеевой, в начале 2000-х годов они возвратились на родину и были переданы в музей уже внуками художника, и, благодаря искусной реставрации, возвращены к жизни. Эти картины – символ любви и супружеской верности.

Судя по представленным работам, в творчестве Абдурефи Абиева преобладают романтические тенденции, поиски декоративной выразительности, основанные на европейской школе живописи.

Амет Устаев (1909 – 1990 гг.)

110 лет со дня рождения

График, живописец, мастер ковроткачества, орнамента, мозаики. Учился в Бахчисарайском художественно-промышленном техникуме (1926-1929 гг.), по окончании  несколько лет работал в Казахстане. В 1934 году возвращается в родное село Туак, создает серию рисунков, пейзажей, портретов, совершенствуя приемы и технику рисования.

С 1935 года живет в  Симферополе, работает в Крымском государственном драматическом театре. В 1940 г. пять акварелей Амета Устаева выставлялись в Музее изобразительных искусств им. А. Пушкина в Москве.

После депортации Амет Устаев жил в Узбекистане и Казахстане, вынужденный некоторое время заниматься «художественной поденщиной»: изготовлением плакатов, лозунгов, транспарантов с портретами  партийных руководителей. Но с конца 1950-х годов вновь приступает к любимому занятию, создав серию живописных акварельных рисунков.

Ирфан Шемсединов (1919 – 2007)

100 лет со дня рождения

Профессор архитектуры, художник, почетный профессор Академии Художеств Украины.

С 1950 по 1994 годы работал в Академии Художеств Украины руководителем учебно-творческой мастерской, в которой обучились свыше двухсот архитекторов-художников. Автор многочисленных проектов зданий и сооружений, в том числе монумента городу-герою Севастополю на мысе Хрустальный.

Каким бы многогранным ни было творчество художника, он всегда придерживался одного –  выделить в архитектурных композициях национальные, традиционные мотивы,  гармонию с окружающим ландшафтом, соответствие культуре и истории народа.

К сожалению, тема возрождения народной архитектуры сегодня беспокоит только специалистов. Редкий человек, строя новый дом, вспоминает о национальных традициях в строительстве, о типичном расположении дома, о его соответствии климатическим условиям. Именно проблему гармонии жилища и природы поднимает Ирфан Шемсединов в своих произведениях.

Последние годы художник жил под Алуштой и, несмотря на свой более чем 80-летний возраст, созидал дом своей мечты. Настоящий крымскотатарский дом,  какой строили наши деды.

Февзи Реджепов (1929 – 1983 гг.)

90 лет со дня рождения

Сын  ректора Симферопольского сельскохозяйственного института. Азы живописи получил, занимаясь в студии им. Н. Самокиша.

В депортации жил в городе Самарканд, устроился на работу в художественные мастерские – Худфонд, где проработал почти всю жизнь.

В 1961 г. закончил с отличием институт, получил специальность художника-живописца. Состоял членом Союза художников Узбекистана.

Им владела неугасимая жажда творить. Работал в различных жанрах: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовая картина. Произведения выставлялись на всесоюзных выставках в Москве, республиканских – в Ташкенте и Самарканде. Особенно удачны его пейзажи с видами Крыма – «Контрабандисты», «Вид на Аю-Даг», написанные им по впечатлениям детства.

Творчество художника осталось на чужбине – в музеях Ташкента и Самарканда. Родственникам удалось перевезти в Крым лишь небольшую часть представленного на выставке его богатого творческого наследия.

 

На открытии выставки «Крымская палитра» выступили доктор архитектуры Зарема Нагаева, председатель Ассоциации крымскотатарских художников Ирфан Нафеев, родственники художников.

Выставка, рассчитанная на широкую зрительскую аудиторию, продолжит работу в течение месяца.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог