Курс валют USD 0 EUR 0

Крымские татары не желают оказаться на обочине истории!

Комментариев: 0
Просмотров: 77

Крымскотатарские ученые свое слово сказали по поводу самоназвания народа!
«Самоназвание «крымские татары» является не следствием чьих-либо произвольных устремлений ­или внешних воздействий на предков современных крымских татар в их комплексной совокупности, а результатом многовекового совместного проживания на одной территории, общих национальных интересов, бесчисленного множества взаимодействий между этническими сообществами и отдельными людьми, выработки общепринятых и общепризнанных принципов, морали и ценностей, культуры, языка, образа жизни», — говорится в итоговой резолюции конференции.
Проведение научно-практической конференции «Самоназвание крымских татар: история и современность» было выз­вано необходимостью ­участия ученых и краеведов в общественно-политической жизни нации­ и явилось реакцией на псевдонаучные рассуждения сторонников переименования крымских татар в «крымцев, къырымлы».
Конференция собралась инициативным способом, и ее участники выразили огромную благодарность Крымскому научному центру Института истории им. Ш. Марджани ­АН РТ, редакциям газет «Голос Крыма new», «­Янъы ­дюнья», журнала «Йылдыз», выступившим организаторами научного форума.
Идея проведения конференции витала давно и ­явилась коллективным решением ученых, краеведов, журналистов, учитывая тот факт, что вопрос самоназ­вания народа непосредственно связан с историей его формирования, создания государствен­ности и борьбой за свои права. Было обращено особое­ внимание на аргументацию­ сторонников переименования­, фальсификацию ­ими исторических фактов, предвзятых выводов и некомпетентность в понимании­ процессов, происходящих в прошлом и настоящем на Крымском полу­острове. ­Обычная практика развитых государств: взаимодействия науки и ­общества, была осуществлена крымскими татарами, что вызвало недовольство их оппонентов.
Был затронут широкий спектр вопросов специалистами, работающими с источниками и оригинальными документами, но, к сожалению, критика, последовавшая в социальных сетях, была в первую ­очередь направлена не на изложенный ими материал, а на персоны ученых.
Одних винили, что они всего лишь кандидаты наук, а не доктора, других — в «бездарщине», увидели «коварную руку Татарстана». Хотя, еще раз повторюсь, инициатива проведения конференции исходила исключительно от ее участников.
Следует заметить, что много критики звучит от «крымцев», в силу различных причин покинувших территорию полуострова. Находясь в ­эмиграции, они плодят теории и вырабатывают идеи, далекие от практической реа­лизации. Поучают ученых, как работать и проводить свои исследования.
Теперь взглянем на некоторые комментарии, последовавшие на прошедший научный форум.
«А после Золотой орды, ­это стало своего рода символом, что мы потомки сильной империи. Все ханы (крымские — Ред.) претендовали на владения Золотой орды, всегда наименовали себя как ханов всех татар, ну и что? По факту-то не являлись, казанское ханство, как и другие, нам не подчинялись».
«Тут фишка в том, что эта тема — совсем не тема для академической научной конференции…».
«Если наши «профЭссоры-ученые, доценты с кандидатами» начнут собирать конференции по каждой такой чуши и бреду, то … им как бы и расходиться не надо… ибо ее столько, что на все конференции пива-с-орешками не хватит».
«Так были сотни тысяч народов до нас, они же не испарились? Мы и есть потомки этих народов, вчерашние­ кыпчаки стали татарами Крыма, сейчас пришел термин къырымлы. Эти исторические процессы происходят со всеми, с этим ничего не поделать, лишь принять и следить, чтобы оно шло в правильном русле. А отторгать все новое, значит оставаться сзади, а потом и вовсе ассимилироваться, что сейчас активно и делаем».
«Интересно — то есть татары из России рассказывают, почему коренному народу Крыма ни в коем случае­ нельзя отказываться от самоназвания татары? Забыли упомянуть в конце: «татары и крымские татары ­единый народ». Думаю Институт Марджани из Казани ради этого и потратил деньги на великих ученых».
«Я къырымлы и история къырымлы насчитывает несколько тысячелетий на полуострове Крым. Ну а вы татары в Крыму всего лишь несколько столетий и вы пришлые».
После таких высказываний и самоунижения, внешних противников не надо. Осталось договориться до разбойничьего характера государства крымских татар и паразитических качеств народа. На кого рассчитаны такие­ аргументы? Неужели позиция ученых, их многолетние исследования являются некой крамолой для тех ­одержимых отказом от своего ­имени и прошлого ради самоутверждения и ­удовлетворения собственных амбиций?
Стороны нередко используют авторитет академика В. Бартольда, ссылаясь на его работы. Так вот, по поводу возникновения названия­ Крым он пишет: «Крым – полуостров на северном берегу Черного моря. Это название (неизвестного происхождения) получил сначала, в XIII веке, город Солгат или Солхад, ныне Старый Крым, тогда резиденция монгольского наместника, находящийся в глубине страны… Старое название было вытеснено новым около конца XIV в. или в начале XV века…». То есть, в золотоордынский период, при татарах, пришло название Крым «и только спустя значительное время, «при османском владычестве (с 880/1475 г.) название прежней столицы было распространено на весь полуостров…», — отмечает Бартольд.
Когда будут опубликованы доклады крымскотатарских ученых, народ увидит всю нелепость рассуждений сторонников переименования крымских татар. Унизить татар не дадут исторические­ факты. Так, специалист по ­истории Крымского ханства, кандидат филологических наук Рефат Абдужемилев в своем докладе отмечает:
«Очевидность эндоэтнонимной природы наименования «крымские татары» верифицирована (проверена) в результате анализа авто­хтонных (местных) письменных источников эпохи государственности (Крымского ханства, официально именовавшегося Великой Ордой и Великим Юртом). В категорию этих источников входят: ярлыки, хатты (письма), исторические хроники, поэзия, решения шариатского суда (şeriyye sicilleri). Причины появления самоназвания­ «крымские татары»: крымские татары оформились как политическая нация, закрепив за собой субъектность; преобразование Золотой Орды (Улуса Джучи) в Крымское ханство, с централизацией власти в Крыму («taht-ı Qırım» / «Крымский престол»). Предпосылки: крымские татары ранее­ именовались совокупным названием «Tatarlar» («татары»). В выше обозначенных источниках прослеживается повсеместное употребление­ слова «Tatar». Зафиксированы дипломатические документы (в количестве 6 единиц) за период с 1631 г. по 1670 г. (ярлыки и хатты), где представлена форма написания «Qırım Tatarları» («крымские татары»).
На средневековых османских картах земли в границах Крымского ханства (в том числе и полуостров Крым) обозначены названием «Tatarstan». У крымскотатарского хрониста Абдулгаффара Кырыми (XVIII в.) названием Татарстан определена Золотая Орда, позже трансформировавшаяся в Крымское ханство. Слово «Tatarstan» применимо к Крымскому ханству проходит и в «Seyahatname» («Книге путешествий») ­османского путешественника Эвлии Челеби, побывавшего в Крыму в 1666–1667 гг.».
Для понимания сложных исторических процессов совершенно неприемлем ­упрощенный подход частных размышлений, не имеющий фактологической основы. Они приводят к заблуждениям, которые могут только вредить обществу.
Крымские татары — нация­, обладавшая национальным государством. Попытки внедрить в наше сознание, что мы этническая группа, национальное меньшинство, народность и т.д. — есть ничто иное как покушение­ на историческую­ память, упрощение­ бытия­, принуждение к отказу от политических перспектив. И ­очень жаль, что на поводу у внешних идеологов идут некоторые наши, пока еще соотечественники. Почему пока? Потому, что официально ­они еще идентифицируют себя крымскими татарами (запись в свидетельстве о рождении, самоидентификация­ во время переписи населения). Но, когда наступит момент документальной фиксации гражданина как «крымец/къырымлы», произойдет ­разъе­динение, раскол народа. Большинство ­это прекрасно осознает.
После обнародования резолюции научной конференции, значительное число общественных деятелей выразили готовность поддержать крымскотатарских ученых. Борьба за единство набирает обороты. Крымские­ татары не желают ­оказаться на обочине ­истории!

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог