Курс валют USD 0 EUR 0

Крымские татары в населении уезда Констанца

Комментариев: 0
Просмотров: 150

Королевская мечеть в г. Констанца

ТАРИХЧИ

(Окончание. Начало в №27)

Крымские татары уезда Констанца

Итак, перед началом русско-турецкой войны 1877—1878 гг. крымские татары и турки составляли большинство населения Добруджи. Но в ходе боевых действий большая часть мусульманского населения была эвакуирована на территории, контролируемые османскими властями. После включения края в состав Румынии, румынское правительство стало поощрять заселение края румынами из других регионов страны. В то же время части мусульманского населения было позволено вернуться назад.
С самого начала колонизация Добруджи приобрела большое стратегическое значение для Румынии, поскольку новоприсоединенные территории были ее единственным выходом к морю. Вскоре небольшая рыбацкая деревня Костюндже стала городом Констанцей — основным портом румынского королевства на черноморском побережье. Со временем Констанца превратилась в большой промышленный и административный центр.
Активное заселение Добруджи румынским населением, начавшееся в последней четверти XIX века, продолжалось в течение всего последующего ХХ столетия. Оно существенным образом изменило облик края. Свои названия на румынский лад поменяли большинство сел и городов. Так, например, село Хасанчай было переименовано в Валу-луй-Траян, Байрамдеде стало Индепенденцей, Кючюк Бюльбюль — Чокирлией и т.д.

Королевская мечеть

Вместе с тем румынские власти оказывали определенные знаки внимания мусульманской общине Добруджи. В 1910 году при финансовой поддержке румынского правительства в Констанце началось строительство большой городской мечети. Новое здание возводилось на месте, где ранее располагалась мечеть, названная в честь османского султана Махмуда II, правившего в 1808—1839 гг.
Строительство осуществлялось по проекту, подготовленному архитектором Виктором Штефэнеску и инженером Георгием Константинеску. В своей работе Штефэнеску сочетал византийские и египетские стилистические элементы. Он даже совершил поездку в Стамбул, чтобы лучше познакомиться со спецификой мусульманской архитектуры.
Здание новой мечети было выполнено из камня и кирпича, в то время как ее минарет и свод купола были полностью сделаны из железобетона, нового для той эпохи строительного материала.
В конце мая 1913 года в присутствии румынского короля Кароля I состоялось торжественное открытие мечети. Труд архитектора был отмечен высочайшим вниманием как с османской, так и с румынской стороны. Турецкая правительственная делегация от имени султана вручила Штефэнеску орден Меджидие, а король Кароль одарил его часами.
Мечеть, ставшая одним из главных архитектурных памятников Констанцы, поначалу получила имя короля Кароля I, и сегодня ее знают как Королевскую мечеть.

Эмиграция и обмены населением

Открытие Королевской мечети в Констанце проходило незадолго до начала Второй балканской войны (1913 г.), в которой Турция и Румыния вместе с Сербией и Грецией совместно выступили против Болгарии. Молодые христианские государства Балкан, едва успев свергнуть власть Османов, стали горячо спорить между собой по поводу раздела бывших турецких владений. В тот момент Болгария была наиболее сильным балканским государством, и все остальные предпочли объединиться против нее.
Используя момент, Турция вернула себе город Эдирне, однако большинство остальных ее европейских владений, потерянных в результате Первой балканской войны, так и остались в руках балканских государств. Румыния же имела свои территориальные претензии к своему южному соседу — Болгарии, которая еще по итогам войны 1877—1878 годов получила контроль над южной частью Добруджи. В результате Второй балканской войны Южная Добруджа перешла к Румынии. Однако в 1940 году последняя вынуждена была вернуть ее Болгарии. Обе страны провели обмен населением, в результате которого румынское население покинуло юг Добруджи, а болгары — ее северную часть. Таким образом, болгары перестали быть значимым демографическим фактором в уезде Констанца, и роль основных национальных меньшинств здесь осталась за турками и крымскими татарами.
К 1930 году румынское население составляло уже 65% населения уезда. Численность крымских татар в регионе по этой же переписи едва превышала 15 тысяч, более чем на треть уменьшившись по сравнению с 1880 годом. Следует заметить, что это было следствием массовой эмиграции в Турцию в конце XIX и в первые десятилетия ХХ века.
В 1920-е годы в Крымской АССР Вели Ибраимов и другие лидеры крымских татар пытались разработать проект по возвращению крымскотатарских эмигрантов из Турции и Румынии, однако у советского правительства эти предложения не вызвали интереса. А после ареста и расстрела Вели Ибраимова в 1928 году ситуация в Крыму уже не благоприятствовала постановке таких вопросов.

Процесс урбанизации

Благодаря переписям населения, проходившим в Румынии регулярно в течение последних ста лет, можно достаточно подробно отследить динамику изменения численности и расселения крымскотатарской диаспоры в этой стране. Это по-своему уникальный случай, ведь в турецких переписях национальный состав населения не фиксируется вовсе (все граждане страны считаются турками). В то время как в советских послевоенных переписях населения крымских татар по известным причинам целенаправленно старались смешать с казанскими.
К 1930 году крымские татары в Румынии в основном оставались еще сельскими жителями. Так, в городе Констанца проживало менее шестисот крымских татар. Городом с наиболее значительным присутствием крымских татар был муниципий Меджидия. В 1860-е годы в этом селении, известном раньше как Карасу, османские власти активно расселяли крымскотатарских эмигрантов, прибывших из Крыма. Тогдашний османский султан Абдул-Меджит дал Карасу статус города и переименовал в свою честь в Меджидие. В 1930 году в городе проживало более тысячи крымских татар, составлявших 17% его населения.
На уровне современных коммун (аналог сельских советов) крымские татары к 1930 году в Добрудже уже нигде не составляли большинства. Лишь в двух из них доля крымских татар была немногим выше 40%. Тем не менее на уровне отдельных сельских населенных пунктов крымские татары еще преобладали.
Вторая мировая война и установление в Румынии просоветского режима по-своему отразились на мусульманском населении Добруджи. К 1956 году численность турецкого населения в крае сократилась почти в два раза. Надо думать, что это было следствием продолжения миграционных процессов. Ведь в 1930-е годы балканские страны, такие как Югославия и Румыния, старались заключить с Турцией соглашения, способствующие эмиграции в Анатолию мусульманского населения. Однако эта волна эмиграции уже в гораздо меньшей степени затронула крымских татар. Во второй половине ХХ века прослеживается уже устойчивая тенденция к увеличению численности крымскотатарского населения в Добрудже. В 1956 году оно составило почти 20 тысяч человек, а в 1992 году 24 тысячи человек.
В тот же период крымские татары в Добрудже активно становятся городскими жителями. В 1956 году в Констанце уже жила десятая часть крымскотатарского населения уезда. В 1992 году численность крымских татар в городе достигла 8,5 тыс. человек, что составляло 36% от крымскотатарского населения в регионе. По итогам последней переписи 2021 года эта цифра выросла уже до 40%.
В результате активного переселения крымских татар в города, в Добрудже практически не осталось сел с крымскотатарским большинством. На уровне коммун, по результатам переписи 2021 года, наиболее высокой доля крымских татар была в населении Чокирлии (9,5% от всех жителей), Индепенденци (6,7%), Валу-луй-Траян (6,6%). В городе Меджидия доля крымских татар составила 7,8%.
По результатам предыдущей переписи 2011 года, в уезде Констанца оставалось только два населенных пункта с крымскотатарским большинством — село Хаджиени (Хаджилар) (150 жителей — 82 крымских татар, 66 румын) и село Куркан с населением 4 человека (все татары). Вместе с тем во многих селах с уже румынским большинством сохраняются значительные общины крымских татар, насчитывающие по нескольку сот человек. Тем временем в уезде сохранилось несколько турецких сел. В одной из коммун на границе с Болгарией турки в 1990-е годы даже стали большинством.

Современные тенденции

Начиная с 2002 года румынские переписи населения начинают фиксировать снижение численности крымских татар. Необходимо отметить, что в посткоммунистическую эпоху сокращается все население Румынии и Добруджи в частности. Падение рождаемости, рост смертности и массовая эмиграция в страны Западной Европы привели к тому, что численность населения Румынии сократилась с 22,8 миллионов человек в 1992 году до 19 миллионов в 2021-м. Кроме того, в ходе двух последних переписей существенно выросло число лиц, национальность которых не была указана. Очевидно, что переписчики сумели опросить вживую далеко не всех граждан.
По результатам переписи 2021 года, в Румынии проживает 18156 татар (из них 16,9 тыс. в уезде Констанца). 96,2% из них указали своей религией ислам, в то время как о принадлежности к господствующей в Румынии православной церкви заявило 1,75% (319 человек).
Что же касается родного языка, то его положение не столь блестяще. Только 13,5 тысяч татар указали татарский язык в качестве родного (74,6%), в то время как румынский считают родным 4,3 тыс. (23,8%). Интересно, что турецкий язык в качестве родного указали только 184 человека.
Сегодня крымские татары являются восьмым по численности народом Румынии. Несмотря на свою немногочисленность по сравнению с крымскотатарской диаспорой в Турции и крымскотатарским населением собственно Крыма, румынская диаспора является важной частью народа, выдвинувшей в ХХ веке из своей среды немало деятелей национальной культуры и искусства.
Вот уже почти полтора века крымскотатарская община Добруджи живет в иноэтническом окружении, сохраняя, тем не менее, свою национальную и религиозную идентичность в весьма непростых и постоянно меняющихся условиях. Учет этого опыта может оказаться весьма интересным для крымских татар в Крыму.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог