Курс валют USD 0 EUR 0

Крымскотатарский художник, чье искусство в эти дни царапает и ласкает арабскую столицу

Комментариев: 0
Просмотров: 1 412

Мастер-класс от Рамазана Усеинова имеет успех

 

Выставка Рамазана Усеинова в Абу-Даби

«Царапающее и ласкающее – его искусство – это лирика чистой воды, где художник никогда прямо не говорит о себе», — писал о творчестве Рамазана Усеинова известный крымский искусствовед Рудольф Подуфалый. В эти дни это царапающее и ласкающее искусство покоряет столицу Объединенных Арабских Эмиратов, миллионное население которой и многочисленные туристы получили возможность еще раз окунуться в творчество крымскотатарского мастера живописи.

Два года назад выставка «Восточный ветер» Рамазана Усеинова проходила в Абу-Даби и имела успех. На ней были представлены 25 работ – плоды шестилетнего (с 2009 по 2015 гг.) труда художника. В этом году по приглашению галереи N2N Рамазан Усеинов представил на суд ценителей прекрасного 32 новые работы.

Рассказать о прошедшем вернисаже мы попросили вернувшегося на днях из Абу-Даби живописца, с которым в назначенный час встретились в его мастерской. Вот где рождаются удивительные полотна в сочных красках жизни и вдохновения. В углу — рамы для будущих картин, на полке — кувшин с кистями, а рядом — старинные медные джезве и утварь, пережившие депортацию, кувшин, случайно найденный в юности хозяином мастерской во дворе своего дома в Самарканде, сувениры и статуэтки.

— Рамазан-ага, ваша персональная выставка в Абу-Даби продлится до конца года, благодаря чему (или кому) она стала возможна? Поделитесь впечатлениями от ее открытия.

— Открытие состоялось 16 ноября, в зале собралось более 100 посетителей, среди которых представители российского посольства, шейх, художники. Эта выставка – результат трехлетнего сотрудничества с Натальей Музалевой, создавшей несколько лет назад галерею N2N. Наше знакомство состоялось в Симферопольском Доме художника на выставке, посвященной моему 65-летию. Позже она организовала мои персональные выставки Абу-Даби, эта уже вторая. В первые шесть дней выставки я провел мастер-классы для молодых начинающих художников из разных стран — Кувейта, Англии, Ирландии, Иордании, Сербии, Филиппин, всего 16 учеников. Это интересно и увлекательно и для меня, и для учеников, и для посетителей. Вообще, организация выставки продумана до мелочей — оформление залов, точечное освещение, издание каталога работ.

 

— Судя по количеству представленных на выставке работ, год оказался плодотворным. Какая из картин вам особенно дорога? Сколько времени уходит на их создание?

— На выставке представлены работы, созданные за последние два года, и каждая из них по-своему дорога. Здесь и «Бахчисарай», натюрморт «Ирисы», большие картины (1,70 на 70 см) «Кофейный натюрморт», «Возвращение». Особенно любимые, пожалуй, «Золотые персики» и «Лунный свет». Рабочий процесс непрерывен. Пока сохнет одна картина, берусь за другую. На одну картину уходит от трех дней до недели. Все зависит от настроения, духовного состояния.

Бахчисарай

 

— Рамазан-ага, вы родились в Самарканде в 1949 году, окончили Художественное училище им.П.Бенькова в Ташкенте. Ваши работы в фондах Государственного музея искусств народов Востока и других музеев, в частных коллекциях. Вы состояли в Союзе художников СССР, участвовали во многочисленных персональных и групповых выставках. Каким был путь к этому? С чего начался художник Рамазан Усеинов?

— Я, как говорят, вышел из народа. В роду никто не понимал моего увлечения, да и я сам не знаю, как так получилось. Любил, как все, рисовать в тетрадках и все. Как-то в 13 лет с пацанами решили записаться в фотокружок при Самаркандском Дворце пионеров. Вошли в фойе, заглянул в раскрытую дверь какой-то комнаты — оказалась изостудия, где шло занятие. «Больше никуда не пойду, — сказал товарищам. – Я здесь останусь!» Так и остался, мне понравились уроки Антонины Васильевны Лариной. Она много вложила в меня, пробудила во мне желание учиться, стараться и больше познавать. Когда решил ехать поступать в Ташкент в Художественное училище, помню недоумение отца, он был виноделом и хотел, чтобы я продолжил его дело. Ему были не понятны свободное творчество и график работы художника – это все несерьезно. Человек должен утром идти на работу, вечером с работы, был уверен он. Ну, и, конечно, переживал за сына – один в чужом городе, где ни родни, ни знакомых. Так что особо я ничего с детства не планировал, моя судьба, как вода, несла меня к этой жизни. И я ей не сопротивлялся, а лишь выплескивал на полотна свои чувства, мысли, мечты, переживания и сомнения.

 

— А семья художника разделяет муки творчества?

— Свою судьбу я встретил в г. Каттакурган, что недалеко от Самарканда, куда был направлен после окончания училища. Для получения диплома нужно было отработать год по специальности, а в советское время профессии «художник» не было, я получил специальность «живописец-педагог» и отправился работать в Каттакурганское педучилище. В этом городе я встретил девушку, с которой и решил связать судьбу. В 1972 году мы с Авой поженились, она по профессии бухгалтер, казалось бы, далека от творчества, но самое главное, привыкла и меня понимает. В сыне Эльвисе больше развито предпринимательство, дочь Сюзанна в 2005 году окончила Крымский инженерно-педагогический университет по специальности «скульптор-керамист», сейчас она «работает мамой», растит своих детей. Я с ней ездил на этюды, у нее неплохие живописные работы, но профессия скульптора-керамиста для женщины сложная, ей будет трудно заработать имя, как, скажем, уже получившие известность Рустем Скибин или Эльдар Гусейнов.

 

— Помимо творчества вы занимаетесь преподавательской деятельностью, расскажите о своих учениках. Что вам больше по душе: творить или обучать?

— С 2004 года я преподаю живопись в Симферопольской детской художественной школе. У меня 2, 4, 5 классы, среди них много талантливых, способных учеников. Мне нравится совмещать творчество с преподаванием, это взаимообогащающие процессы.

 

— Возвращаясь к вашим выставкам, что они вам дают?

— Ощущение восстребованности искусства, опыт, новые знакомства, возможность заявить о себе. Одним словом – самовыражение. Выставки для художника – это оценка его творчества, определенного этапа его творчества. Они придают силы, вдохновения, дают импульс к новым работам.

 

— Тогда новых вам импульсов, Рамазан-ага, острых когтей и ласкающих мотивов вашему искусству.

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог