Надир БЕКИРОВ, кандидат философских наук
Культура, основные характеристики
Культура присуща любому человеческому обществу. Существование человека вне культуры невозможно, потому что культура и есть отличие человека от природы. Отличаешься от совокупности других живых организмов, даже высокоорганизованных и обладающих зачатками разума – значит обладаешь культурой.
Часто культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей, которыми обладают люди. Иногда ее определяют через общие представления, эстетические и моральные идеалы, стереотипы поведения, образцы (паттерны) мировосприятия и т.п.
Думается, что все это верно. Поэтому под культурой мы будем понимать все, что отличает человека и общество от неживой и живой природы, включая и духовные ценности, и материальные предметы, и образ жизни, и знания, и все остальное.
Связь культуры и географической среды (природно-исторического ландшафта)
Еще античные мыслители (Аристотель, например) пытались проследить и связать человеческую культуру (от внешнего облика до политического устройства) с природными условиями, в которых живет тот или иной народ.
Разумеется, в человеческом обществе действуют и чисто биологические законы (генетические, например) и собственно социальные (экономические). Человечество, в течение тысячелетий распространяясь на разные континенты с очень разными природно-географическими условиями, продемонстрировало огромную способность к адаптации к этим условиям, умение не только приспособиться (к крайне низким – на Чукотке, или крайне высоким температурам – в Сахаре) к экстремальным природным условиям, но и воспользоваться ими (хранить продукты или преодолевать огромные расстояния на санях с собачьими упряжками) или даже приспосабливать их к себе (расчищать лес и устраивать пашню, прокладывать дороги в непроходимых местах, создавать ирригационные каналы или приручать тех же собак, и не просто приручать, а тренировать их для работы по перевозке саней).
Длительный период, практически до последних 3-5 веков, тот или иной народ/этнос, складывался и проживал столетиями, а иногда и тысячелетиями, в определенном культурно-историческом ландшафте, то есть преобразованной им под свои нужды природной среде. В случае массовой миграции на какую-то новую территорию такой народ первым делом пытался и ее превратить в привычный и комфортный ему ландшафт. В зависимости от обстоятельств это иногда удавалось (как у голландских поселенцев на Юге Африки или англичан и французов в Северной Америке), иногда это заканчивалось катастрофой (как у потомков викингов в Гренландии). При этом народ/этнос также испытывал на себе влияние этой среды и изменялся сам, особенно, когда одновременно происходило изменение генотипа в результате смешивания с другими этносами или народами, а иногда и расами, встречавшимися ему на его историческом пути. В современном мире существуют многомиллионные нации, которых не существовало еще 500 лет назад (практически вся Латинская Америка).
Вообще-то, это скорее правило, чем исключение в истории человечества. Даже те народы, которые претендуют на древность и изначальность, при объективном рассмотрении оказываются совершенно этнически, культурно и антропологически неоднородными (в современном Израиле проживает 9 типов евреев, отличающихся не только по языку, традициям, истории, но и чисто внешне — антропологически).
Антропогенетическое смешение не то же самое, что культурное взаимодействие, но часто эти два процесса идут рука об руку.
Смешение и взаимодействие культур не всегда дают новое качество. Иногда это заканчивается полной ассимиляцией, то есть исчезновением одной или нескольких взаимодействующих культур, их полным вытеснением и уничтожением.
Иногда культуры, языки, религии перемешиваются сначала чисто механически, образуется некая культурная «окрошка», «куча мала», однако с течением времени ее, первоначально не связанные между собой, элементы трансформируются и начинают взаимно дополнять друг друга так, что образуется некая новая культура — и похожая, и непохожая на свои первоначальные компоненты. Иногда эта новая и старые культуры сосуществуют (очень много примеров в той же Латинской Америке). Если это повторится несколько раз, то уже очень сложно разобраться — с чего или с кого все началось, если нет достоверных сведений или описаний всего процесса.
Коренной народ, международно-правовое определение
Понятие «коренной народ» появилось в политологии, правоведении и культурологии относительно недавно. Долгое время коренные народы отождествлялись с национальными или этническими меньшинствами. Однако к настоящему времени это понятие прочно закрепилось в международно-правовой теории и документах системы ООН. В 2007 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила текст Декларации ООН о правах коренных народов — одного из наиболее прогрессивных документов о правах человека, принятого в последние десятилетия.
Есть несколько попыток дать определение «коренному народу». Классическим считается определение, данное в 1982 году Специальным докладчиком по проблеме дискриминации коренного населения для Подкомиссии ООН по предупреждению дискриминации и защите меньшинств – г. Хосе Мартинесом Кобо:
«Коренное население — это коренные общины, народности и нации, сохраняющие историческую преемственность с обществами, которые существовали до вторжения завоевателей и введения колониальной системы и развивались на своих собственных территориях, считающие себя отличающимися от других слоев общества, преобладающих в настоящее время на этих территориях или на части этих территорий. Они составляют слои общества, не являющиеся доминирующими, и хотят сохранить, развивать и передать будущим поколениям территорию своих предков и свою этническую самобытность в качестве основы для продолжения своего существования как народа в соответствии со своими собственными культурными особенностями, социальными институтами и правовыми системами». Из определения видно, что в среде коренных народов могут существовать и общины (небольшие сообщества) и народности – более многочисленные сообщества, и даже нации.
В 1989 году Международная Организация Труда приняла Конвенцию о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах, №169, в которой дала юридическое определение этому понятию: «…народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные, ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область, частью которой является данная страна, в период ее завоевания или колонизации или в период установления существующих государственных границ, и которые, независимо от их правового положения, сохраняют некоторые или все свои социальные, экономические, культурные и политические институты». При этом Конвенция подчеркивает, что «Указание самих народов на их принадлежность к числу коренных или ведущих племенной образ жизни рассматривается как основополагающий критерий для определения групп, на которые распространяются положения настоящей Конвенции»
Здесь важно отметить, что настоящая конвенция вовсе не требует, чтобы коренные народы для признания их таковыми вели архаичный образ жизни, который был присущ их предкам 100-200-500 лет назад. Слишком многое изменилось на планете, чтобы тот или иной народ сохранял в неприкосновенности тот стиль жизни, который был ему присущ традиционно. При этом Преамбула Декларации ООН о правах коренных народов констатирует, что «все народы вносят вклад в многообразие и богатство цивилизаций и культур, которые составляют общее наследие человечества», и признает: «насущную необходимость уважать и поощрять неотъемлемые права коренных народов, основанные на их политических, экономических и социальных структурах, а также на их культуре, духовных традициях, истории и философии, особенно их прав на свои земли, территории и ресурсы,.. что уважение знаний, культуры и традиционной практики коренных народов способствует устойчивому и справедливому развитию и надлежащей заботе об окружающей среде,.. что положение коренных народов различно в разных регионах и в разных странах и что необходимо принимать во внимание важность национальных и региональных особенностей и различных исторических и культурных традиций» и устанавливает достаточно широкий перечень прав коренных народов, в том числе в культурной сфере.
Национальные, этнические, религиозные и языковые меньшинства
На официальном веб-сайте ООН содержится такое рассуждение:
«Какие группы являются меньшинствами по международному праву?
В статье 1 Декларации Организации Объединенных Наций о правах меньшинств, принятой в 1992 году консенсусом, говорится о меньшинствах как о самобытных национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых группах, и предусмотрена обязанность государств охранять их существование. Согласованного на международном уровне определения того, какие группы являются меньшинствами, не существует. Нередко подчеркивается, что существование меньшинства является вопросом факта и что любое определение должно включать в себя как объективные факторы (как, например, наличие этнической, языковой или религиозной общности), так и субъективные (в том числе идентификацию индивидами себя как членов меньшинства).
Трудность согласования широко приемлемого определения заключается в многообразии ситуаций, в которых живут меньшинства. Одни из них живут компактно в четко определенных районах, отдельно от доминирующей части населения. Другие рассредоточены по всей территории страны. У некоторых меньшинств существует прочное осознание их коллективной идентичности и письменная история; у других сохраняется лишь фрагментарное представление об их общих корнях.
Под термином «меньшинство», как он используется в системе Организации Объединенных Наций, обычно понимаются, согласно Декларации Организации Объединенных Наций о правах меньшинств, национальные или этнические, религиозные и языковые меньшинства. Во всех государствах на их национальной территории существует одна или несколько групп меньшинств, для которых характерна их собственная национальная, этническая, языковая или религиозная идентичность, отличная от идентичности большинства населения.
Согласно определению, сформулированному в 1977 году Специальным докладчиком Подкомиссии Организации Объединенных Наций по предупреждению дискриминации и защите меньшинств Франческо Капоторти, меньшинство представляет собой: группу меньшей численности по сравнению с остальной частью населения государства, занимающую не доминирующее положение, члены которой, являясь гражданами государства, имеют этнические, религиозные или языковые особенности, отличные от особенностей остальной части населения, и проявляют, хотя бы только имплицитно, чувство солидарности, имеющее целью сохранить их культуру, традиции, религию или язык.
Хотя критерий гражданства, включенный в вышеприведенное определение, нередко оспаривается, критерий не доминирующего положения сохраняет свою актуальность. В большинстве случаев группа, считающаяся меньшинством, по своей численности будет составлять меньшинство, но в других случаях численное большинство населения может также занимать не доминирующее положение, аналогичное положению меньшинства, как, например, положение чернокожего населения в условиях режима апартеида в Южной Африке. В некоторых ситуациях группа, составляющая большинство в государстве в целом, может занимать не доминирующее положение в том или ином районе такого государства.
Наряду с этим утверждается, что помимо некоторых конкретных объективных критериев, как, например, критерии, перечисленные в определении Капоторти, необходимо принимать во внимание использование субъективных критериев, таких, как стремление членов таких групп сохранить свои характерные особенности и желание таких индивидов считаться членами такой группы. В современных условиях существует общее согласие с тем, что признание за группой статуса меньшинства не относится лишь к исключительной компетенции государства, а должно основываться как на объективных, так и на субъективных критериях.
Основными международными документами, защищающими права меньшинств, являются Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятая резолюцией 47/135 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1992 года, и Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств, принятая Парламентской ассамблеей Совета Европы 1 февраля 1995 г. Для обеспечения защиты и развития языков важной является также Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств 1992 года.
Заметно, что между явлениями и понятиями «коренные народы» и «меньшинства» есть некоторое сходство.
«Как коренные народы, так и меньшинства обычно хотят сохранить и развивать свою самобытную идентичность. На местах можно обнаружить ситуации, когда определенная коренная группа населения может оказываться в положении, схожим с положением меньшинства, и точно так же некоторые меньшинства могут, как и коренные народы, иметь прочную и давнюю связь со своими землями и территориями, которые обычно ассоциируются с самоидентификацией коренных народов.
С точки зрения прав меньшинствами традиционно выдвигаются на первый план их права на защиту своего существования, признание их самобытности и на гарантии их эффективного участия в общественной жизни и уважения их культурных, религиозных и языковых отличий.
Коренные народы, также выдвигая на первый план аналогичные права, в то же время традиционно выступают за признание их прав на землю и ресурсы, самоопределение и участие в процессе принятия решений по затрагивающим их вопросам. В Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов предусмотрено требование к государствам консультироваться и сотрудничать с коренными народами с целью заручиться их свободным, предварительным и осознанным согласием, прежде чем осуществлять деятельность в области развития, которая может их затрагивать, тогда как в Декларации Организации Объединенных Наций о правах меньшинств предусмотрено более общее право принимать участие в процессе принятия решений и содержится требование, касающееся необходимости учитывать законные интересы лиц, принадлежащих к меньшинствам, при национальном планировании и разработке программ».
comments powered by HyperComments