Курс валют USD 0 EUR 0

Любовь к знаниям, стремление к просвещению — в крови и в поэзии крымскотатарского народа

Комментариев: 0
Просмотров: 987

«Инсан ве хайван ве эр джанлы къуш

Башладылар ишке, ёкъ кимсе бош.

Сиз де китаплары алынъ шокъ* иле

Тенбели ич севмиёр Аллах биле!»

Умер Сами.

 

 

Произведения видных крымскотатарских поэтов прошлых веков — стихия слов, мыслей и чувств, свитых по мановению таланта и по велению сердца, силою любви к своему народу.

Строки пламенные, меткие рождались в моменты эмоционального взлета, в минуты горечи и боли из глубины души, как рождаются из сердца земли всплески и звоны струй хрустально-чистых родников.

Крымскотатарская поэзия конца ХIX — начала ХХ вв. изобилует яркими именами и чеканными строками.

Простота и выразительность стихотворного слога, мощь воздействия на сознание читателя — характерные черты крымскотатарской поэзии того периода, незабываема золотая череда имен, прославивших на века, воспевших в поэтических узорах крымскотатарский народ, его лучшие черты, его страдания и чаяния…

«Просветительская идея в крымскотатарской поэзии конца ХIХ — начала ХХ вв.» — научная работа кандидата филологических наук Лили Меметовой.

IMG_9171_0

— Крымскотатарские поэты конца ХIХ — начала ХХ века были по-настоящему разносторонними личностями. Они одновременно общественные деятели и политики, педагоги и поэты… Насколько их просветительская деятельность отразилась в их творчестве?

— Анализируя творчество Номана Челебиджихана, Асана Чергеева, Усеина Шамиля Тохтаргъазы, Абибуллы Одабаша, Джемиля Керменчикли, Умера Сами, Якуба Шакир-Али, я рассматривала, как просветительство повлияло на крымскотатарскую поэзию. Одна из характерных черт нашего народа — стремление к знаниям. Ключевая категория в крымскотатарской поэзии рассматриваемого периода — знания. Призывы к получению знаний молодежью звучат в каждом стихотворении того периода, наряду с эмансипацией женщины — призывами к образованию женщин, к равноправию, к справедливости…

В поэзии А.Чергеева, в частности, также звучат антиклерикальные мотивы, высмеиваются недостатки отдельных представителей духовенства, угнетавших и обиравших простой народ. Подмечены в поэзии того периода, например, в произведениях Тохтаргазы,  антифеодальные мотивы — классовое неравенство крайне негативно сказывалось на развитии народа.

«Зулума инсан дегиль ляйыкъ!» («Человек не создан для угнетения»),  — горячо утверждает Тохтаргазы в своем стихотворении.

 

— В чем новизна вашей научной работы?

— Мною впервые осуществлено комплексное научное исследование просветительской мысли в крымскотатарском поэтическом наследии 1883-1917 гг., систематизированы поэтические произведения просветительской направленности, исследовано понятие знание в творчестве поэтов нового времени. Также изучены особенности просветительской лирики, выполнены транслитерация с арабской графики на кириллицу и подстрочные переводы на русский язык отдельных стихотворений. Мною впервые рассмотрены отдельные произведения Умера Сами. Он — потомок крымских татар, покинувших Крым, родился в Добрудже, учился в Турции, в 1905 году в Бахчисарае открыл школу-рушдие — среднюю школу для крымскотатарских детей, разработал учебники для школы, в Санкт-Петербурге в архиве найден один из его учебников.

Умер Сами не был поэтом в широком смысле слова, он писал детские стихи для своих учебников — стихи воспитательно-познавательного характера.

Крымскотатарские поэты указанного периода были педагогами, поэтому тема знаний в их произведениях чрезвычайно актуальна.

Любое угнетение можно побороть с помощью знаний — данное утверждение красной нитью проходит через творчество каждого из них.

В одном из произведений Тохтаргазы также особенно выразительно звучит тема равенства людей разных национальностей. В 1910 году в Карасубазаре был издан сборник его стихотворений «Нале-и-Крым» («Стоны Крыма»).

В своей работе я также коснулась творчества Бекира Чобан-заде.

Хотелось бы отметить, что крымскотатарская поэзия во все времена занимала особое место в жизни народа, служа его возрождению и развитию, стихотворения талантливых авторов читались больше, чем проза.

Крымскотатарскую поэзию указанного периода можно отнести к жанру просветительской лирики.

Просветительская идея, а также идеи гуманизма, социальной справедливости, равенства — извечные темы, нашедшие отражение в литературах разных народов разных эпох.

Что касается крымскотатарской поэзии, то в отличие от поэзии средневековья, в которой преобладали темы любви,  иные жанры и ритмико-интонационные формы, поэзия конца ХIХ — начала ХХ вв. устремляется к европейским творческим традициям. Просветительское направление продолжает развиваться в современной поэзии крымских татар и сегодня.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65