Курс валют USD 0 EUR 0

Мидат ХАЛИЛОВ: Если только сохранять национальное искусство, не развивая и не обогащая его, мы останемся на примитивном уровне

Комментариев: 0
Просмотров: 1 053

 

Многие уже привыкли, что практически ежедневно в самом сердце Симферополя из окон бывшего ресторана «Астория», разливаясь горячими ритмами по улице Горького, звучит крымскотатарская музыка. Это идут занятия в студии крымскотатарского танца «Атеш». Но сегодня мы встретились с ее руководителем Мидатом Халиловым в непривычно тихой и безлюдной студии. Занятия, в связи с обострением ситуации с коронавирусом, отменены, зато нашлось время для более близкого знакомства читателей с полюбившимся многим талантливым танцором, вот уже четвертый год успешно реализующим  себя в качестве педагога-хореографа.

Мидат Халилов мог, наверное, стать и гимнастом и боксером, в детстве он успел позаниматься и этими видами спорта, а мог и  провизором или стоматологом, как предполагали вначале родители-медики. Однако самого младшего ребенка в семье, где мама с папой врачи Скорой помощи, сестры: одна — медсестра, другая – кардиолог, медицина не привлекала. Четырехлетним ребенком Мидат переехал с семьей из п.Кибрай в с.Пожарское Симферопольского района. В сельском Доме культуры занимался гимнастикой, потом современными танцами, позже крымскотатарскими  в ансамбле «Несиль» под руководством Хатидже Сулеймановой. В подростковом возрасте решив, что танцы не мужское занятие, записался на  секцию бокса и два года ездил в Симферополь на тренировки.

С боксерского ринга — на сцену театра

— В боксе мне, наверное, аплодисментов не хватало, — шутит Мидат, объясняя свое решение оставить этот вид спорта и вновь вернуться к танцам.

На самом же деле все перевернул и расставил по местам концерт «Миллетим» Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра, после которого десятиклассник Мидат, воодушевленный зажигательным исполнением народных танцев, твердо определился в своих приоритетах: он также будет в танце блистать на сцене и срывать аплодисменты восторженных зрителей. Он оставил бокс и вернулся в ансамбль «Несиль», летом стажировался в театре, позже выступал как артист балета.

 

— Казалось бы, выпускник хореографического отделения Крымского университета культуры, искусств и туризма нашел свое место в жизни. Почему вы решили  оставить сцену и заняться преподавательской деятельностью? 

— Двенадцать лет работы в театре дали мне многое. Занимаясь в сельском клубе в ансамбле «Несиль», видя, как умиляясь моим способностям, сельские бабушки, встречая меня в магазине, покупали мне сладости, ласково гладя по головке, я ощущал себя артистом и неплохим танцором. Но вот придя в театр, я понял, что, оказывается, ничего-то и не умею. Два первых года мне было очень сложно. И здесь нужно отдать должное  балетмейстеру Муниру Аблаеву, который одинаково требователен как к себе, так и к танцорам балета. Где-то через полгода я впервые выступил с артистами театра на юбилейном концерте Февзи Алиева. Не могу без улыбки смотреть эту видеозапись, вижу по выражению своего напряженного лица, как мысленно отсчитываю такт.  Не могу сказать, что мне все  легко давалось, 12 лет  упорных тренировок и репетиций, отработок каждых движений. Но пришло время, когда я перестал получать удовлетворение от исполнения танца, почувствовал, что смогу проявить себя лучше как педагог-хореограф, занимаясь постановками танцев для детей и видя их успехи на сцене.

— Раз уж мы заговорили об успехах, расскажите немного о них, ведь «Атешу» идет уже четвертый год.

— За эти годы ансамбль успел завоевать не только любовь зрителей, но и множество медалей, кубков, титулов и дипломов, мы уже сбились со счета. «Атеш» — 15-кратный обладатель кубка Гран-при. В конце прошлого года в конкурсе «Одаренные дети России», в котором приняли участие более 70 лучших коллективов, «Атеш» стал победителем в двух номинациях, получив по 20 тысяч рублей премии за каждую.  С танцевальной композицией «Янъы нефес»  старшая группа ансамбля завоевала кубок Гран-при в Москве, победу в Сочи. Танец «Алев», исполненный средней группой, принес победу в  Чемпионате России.

 

— Ну, а если о проблемах…

— В эти дни у всех она одна – коронавирус, из-за которого все занятия отменены. Но общая для танцевальных коллективов проблема – недостаток  качественных записей крымскотатарских мелодий. Вся  музыка для нашего ансамбля пишется в студии «Хаят», с музыкальным материалом  помогает аккордеонист Айдер Джемилев, который по моей просьбе пишет музыку к танцу.

Разжечь огонь  национального танца

— Что отличает «Атеш» от других крымскотатарских школ танца?

— Всего в студии занимаются более 500 человек от 3 лет и старше, практически без возрастных ограничений. В каждой группе по три занятия в неделю. Справляться с такой работой мне помогают опытные тренеры — Анифе Мустафаева (Ибраимова), она 16 лет танцует в балете  Крымскотатарского театра, Асие Абдураманова, которая с нами с первых дней создания ансамбля, а также мои повзрослевшие ученики, ставшие теперь отличными наставниками: Сервер Биязов, Лиля Алиева, Зайде Караманова, Алим Абдувелиев, Эдие Ильясова,  Рустем Муждабаев и Султание Сеитвелиева. Сам ансамбль «Атеш» отличается тем, что в нем нет солистов, нет рабочего состава. У нас оценивается командная работа каждой возрастной группы. Каждый танцор должен до совершенства отработать все и представлять не самого себя, а слаженный ансамбль. Да, кому-то что-то дается сложнее, что-то легче, но важен конечный результат, идеально на сцене должен выглядеть каждый. Поэтому я никогда не выделяю в первую линию или в центр лучших, композиция выстраивается только согласно росту танцоров, он ведь не у всех одинаков, но  качество исполнения должно  быть у всех превосходным. В «Атеш» не ходят из-под палки, потому что так решили родители. Наоборот, за какие-то шалости и провинности родители лишают детей занятий танцами. Но такое случается редко. Дети с удовольствием посещают занятия, здесь у них вторая семья. Бывает, что родители просят повлиять на ребенка в какой-нибудь сложной семейной ситуации, и мы вместе находим решение проблемы. Здесь больше я выступаю даже не как педагог, учитель, а как старший брат.

 

— Вы отметили, что у вас нет ограничений по возрасту. Взрослых тоже принимаете?

— К примеру, у нас в ансамбле «Атеш» самому старшему танцору за 30 лет. Это Эрвин Сеитасанов, кстати, он и разработал логотип нашего ансамбля, который на наших фирменных футболках и всех концертных афишах. Ну, а если говорить о занятиях в студии танца, то обычно записываются молодые пары, которые планируют в ближайшее время пожениться и желают научиться красиво танцевать на свадьбе крымскотатарский танец. Записываются родители будущих молодоженов, объясняя, что хотят открыть свадьбу сына своим красивым национальным танцем. И это только радует и очень похвально, мы перешли на новый культурный уровень.

 

— Кто из танцоров, хореографов для вас является авторитетом?

— Мне нравится умение Мунира Аблаева передать харизму, характерную манеру исполнения мужского крымскотатарского танца, которые отличают его школу. А еще в последние годы я наблюдаю за творчеством ульяновского эстрадного балета Елены Барткайтис «Экситон». С этим талантливым хореографом мне посчастливилось познакомиться три года назад на танцевальном конкурсе в Сочи, в котором  ансамбль «Атеш»  принял участие. Елена Барткайтис была в составе жюри, и что меня тогда поразило, так это то, как она вечером  после конкурса, на обсуждении с руководителями коллективов номеров всех конкурсантов, на память воспроизвела весь рисунок нашего танца, отметив недочеты в постановке, ошибки и успехи конкретных танцоров, безошибочно назвав их место в  ряду. И это почти через 10 часов после выступления! Ее профессионализм, память и четкое видение всей картины хореографической постановки с учетом мельчайших деталей меня особенно поразили.  Елена Барткайтис – Заслуженный учитель России, лучший хореограф России по итогам 2005 года, кавалер «Ордена Дружбы», она удостоена медали «Лучшие люди России». Ее балет — многократный победитель всероссийских и международных конкурсов, чемпион России, Европы и мира по танцевальному шоу среди детей и юниоров, Гранд Чемпион мира, обладатель «Звезды Голливуда» и  многочисленных почетных титулов и наград. После того личного знакомства, я  стараюсь попасть на все конкурсы с ее участием, использовать что-то в своей работе.

 

— Не будет ли влияние современных танцевальных тенденций пагубно сказываться  на национальной хореографии?

— Я часто смотрю старые видеозаписи исполнения крымскотатарских танцев, безусловно, мы стараемся передать манеру традиционного исполнения, но если мы будем только сохранять наше искусство, а не развивать, то останемся на примитивном уровне, отставая от общемирового. Ничто не стоит на месте. Современный зритель стал более требовательным, и новыми элементами, акробатическими трюками, конечно, которые вполне могли бы быть приемлемы нашей культуре, можно дополнить, украсить крымскотатарский танец. Весь мир знает ансамбли народного танца Игоря Моисеева, Павла Вирского, Сухишвили, «Вайнах», все они получили широкую известность, постоянно развиваясь и совершенствуясь, и тем не менее, сохранили свое лицо, свой неповторимый народный колорит. Поэтому не могу не радоваться новым творческим коллективам крымскотатарского танца, мы все делаем одно общее дело. На всех конкурсах и выступлениях я объясняю своим ученикам, что мы не соперники. Да, где-то в чем-то лучше одни, в чем-то – другие, но совершенствуясь, мы развиваем крымскотатарское искусство. Придет время, и наши  крымскотатарские танцы будут узнаваемы во всем мире. И очень бы хотелось — по ансамблю «Атеш».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог