Курс валют USD 0 EUR 0

Мир музыкальной задушевности Мемета Арсланова

Комментариев: 0
Просмотров: 1 597

К 80-летию со дня рождения

 

«Омюрлер йыр олсын…»

(из песни «Музыка»)

 

29 декабря исполнилось бы 80 лет со дня рождения известного крымскотатарского композитора Мемета Арсланова (1936-1993), многие годы своей жизни посвятившего легендарному крымскотатарскому ансамблю песни и танца «Хайтарма», автора множества современных крымскотатарских песен, овеянных национальным колоритом, светлых, задушевных, трогающих особой мелодичностью.

Исключительно добрыми словами отзываются о Мемете Арсланове современники. О его ярком творческом пути и о личной дружбе с ним рассказал нам известный крымскотатарский писатель Аблязиз ВЕЛИЕВ:

— В 1987 году в газете «Вечерний Ташкент» была опубликована моя статья о творчестве Мемета Арсланова — «С песней по жизни». Тогда, в 1987-м, я писал, что удивительно трудолюбивый, скромный, талантливый артист Мемет Арсланов из пятидесяти лет своей жизни добрую половину отдал крымскотатарскому ансамблю песни и танца «Хайтарма». Многие годы был его музыкальным руководителем, выступал в разных амплуа. Нет инструмента, на котором не играл бы Мемет Арсланов.

Он — аккордеонист, бас-гитарист, играл на давуле, на сазе, он — танцор.

Последнее получилось случайно. Во время гастролей по Таджикистану неожиданно заболел партнер танцовщицы Селиме Челебиевой — Али Османов. А это был один из «гвоздевых» номеров концертной программы. Что делать?

— Я станцую, — сказал Арсланов.

Все удивились, но никто не сомневался, потому что знали, если Мемет что-то скажет, это не в шутку.

Шестичасовая кропотливая репетиция и, надев (хоть он  великоват был) фрак Османова, бравый партнер вышел вместе с Челебиевой на сцену и станцевал шуточный еврейский танец на «бис». Все (не только зрители, но и свои), ахнули. «Ай да аккордеонист, — говорили, хлопая по плечу. — Тебе, оказывается, не играть, а танцевать надо!»

Вот такой этот скромный и даже на первый взгляд медлительный, нерасторопный артист.

— Этот коллектив стал моим настоящим университетом, — говорил Мемет Арсланов об ансамбле «Хайтарма». — Выступления с такими замечательными мастерами сцены, как Сабрие Эреджепова, Эдие Топчи, Осман Асанов, Аблямит Умеров, мне очень многое дали.

В этой же статье Мемет Арсланов вспоминал свое детство: «Еще шла война. Отец Джемиль со старшим сыном были на фронте. А мы, трое детей с матерью, жили в депортации, в совхозе «Нарпай» Бухарской области. Времена были тяжелые, голодали. Вернувшийся с фронта инвалидом Герой Советского Союза  Узеир Абдураманов собрал всех сирот и на арбе повез в Кермене (ныне г.Навои), в детский дом. Там нам было лучше. Кормили, одевали, учили. Музыкальный работник Ядвига Иосифовна играла на пианино и учила нас петь, танцевать и играть на инструменте.

Когда после войны отец забрал меня из детского дома и привез домой, я уже не мог жить без музыки… В 1952 году, после окончания семилетки, решил стать музыкантом и поступил на отделение народных инструментов Самаркандского музыкального училища. После окончания училища направили на работу в оркестр Ферганского областного театра музыкальной драмы…», — вспоминал М.Арсланов.

В 1962 году Арсланова пригласили в «Хайтарму» аккордеонистом, через несколько месяцев он стал музыкальным руководителем коллектива. Прошло три года и весь коллектив танцевал на свадьбе Мемета Арсланова и солистки коллектива, выпускницы Ташкентской консерватории, талантливой певицы Урие Керменчикли.

arslanov

М. Арсланов с супругой У. Керменчикли

 

Затем уже и их дочь Динара, выпускница Ташкентского хореографического училища, вышла на сцену.

Общение с большими мастерами сцены, знатоками музыки, фольклора подтолкнуло Мемета Арсланова сказать свое слово в музыке, передать волнующие его сердце мелодии, — писал А.Велиев в «Вечернем Ташкенте».

В 1972 году впервые прозвучала его песня на родном языке «Ким яш олмагъан?» («Кто не был молодым?»).

Затем одна за другой прозвучали и навеяли слушателям чудесные впечатления песни: «Анам» («Мама»), «Байрам йыры» («Праздничная песня»), «Сараргъан япракълар» («Пожелтевшие листья»), «Сени хатырладыкъча» («Вспоминая тебя»), «Капли дождя» («Ягъмур тамчылары»), «Абиделер» («Памятники»), «Сельби» («Тополь»), «Фериде», «Учансув» («Водопад»), «Тангом меним» («Мое танго»), «Алие».

Песни М.Арсланова лиричные и задумчивые, веселые и грустные, вдохновляющие. У каждой песни свое назначение, своя история…

— Мы дружили семьями, — рассказал Аблязиз Велиев. — Мемет Арсланов был очень обаятелен и добр, никогда никому не отказывал в помощи. Мы с ним написали совместно ряд песен. Наша с ним песня «Йырла, сазым» («Звучи, мой саз») 30 лет исполнялась и исполняется солистами ансамбля «Хайтарма», она даже дала название телевизионной передаче.

Дело в том, что Мемет Арсланов первым в ансамбле «Хайтарма» начал играть на музыкальном инструменте — сазе. Тот легендарный саз был подарен Кончевским Асану Бекирову, а Асан Бекиров подарил инструмент ансамблю «Хайтарма», под впечатлением этого и родилась песня «Йырла, сазым» (я тогда написал несколько вариантов слов песни, последний из вариантов исполняла Урие Керменчикли).

Мемет Арсланов был требователен к текстам песен, музыка его была отточена, отшлифована до тончайших нюансов, он никогда не торопился выносить свои песни на суд публики.

Мы совместно с ним написали песни: «Мавы геми капитанлары» (песня была посвящена хлопкоробам), «Музыка» (в песне есть такие строки: «Омюрлер йыр олсын, къальбке къуванч толсын, Янъгъыра, гурьделеп, бу алем сенинъдир».

(«Пусть судьбы станут песней, пусть сердца наполнятся радостью, звучи голосисто, этот мир — твой»).

Интересно сложилась судьба песни «Алие» (слова Черкеза-Али), в ней есть строки: «Ах, гузелим, Алием, бакъма, якъма сен мени, меним киби, бир данем, ич кимсе севмез сени» («Ах, красавица, моя Алие, не смотри, не обжигай моего сердца, никто, единственная моя, так не полюбит тебя, как я»).

К словам этой песни написали музыку три автора (Ильяс Бахшиш, Февзи Алиев, Мемет Арсланов). И самым исполняемым стал вариант песни, написанный Меметом Арслановым. Его песня завоевала любовь зрителей и по сей день звучит на сценах, свадьбах соотечественников. Очень жаль, что талантливый композитор не дожил до сегодняшнего дня. Его песенное наследие вошло в золотой фонд крымскотатарской современной песни.

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог