К 20-летию оркестра крымскотатарских народных инструментов и 50-летию его руководителя Рустема Комурджи
Сервет МАМБЕТОВ, доцент кафедры музыкально-инструментального искусства КИПУ им. Ф. Якубова, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
Крым — страна древних и богатых фольклорных традиций, истоки которых уходят вглубь веков. И, пожалуй, едва ли не самое важное место в них занимают крымскотатарские музыкальные традиции, и поэтому для нас музыка — и памятник культуры, и благодатная почва обновления национального композиторского искусства. Истоки коллективного исполнительства на крымскотатарских народных инструментах восходят к далекому прошлому. Характерной чертой традиционного ансамблевого исполнительства являлось то, что независимо от участников все исполняли одну и ту же мелодию (унисон). Элементы же многоголосия появились при игре на некоторых струнных инструментах. В результате самостоятельности ударных инструментов рождалась своеобразная полиритмия. Все это наводило Рустема Комурджи на мысль о возможности овладения многоголосным исполнительством. Вначале поиски шли по линии увеличения состава ансамбля и пополнения его всеми видами бытовавших в то время инструментов.
2002 год стал одним из важнейших этапов в творческой жизни крымских татар. Именно к этому периоду относится создание оркестра крымскотатарских народных инструментов.
При Бахчисарайском народном театре Эльмара Аблаева был организован ансамбль крымскотатарских народных инструментов, возглавил который Р. Комурджи. Коллектив выполнял функцию музыкального сопровождения к спектаклям, поставленным Э.Аблаевым на основе крымскотатарских традиций и обрядов.
Желание создать оркестр крымскотатарских народных инструментов у Рустема Комурджи возникло еще в студенческие годы. В Донецкой консерватории Рустем Зевриевич занимался в классе профессора, Народного артиста Украины, ректора Донецкой государственной музыкальной академии им. С.Прокофьева — Вячеслава Воеводина.
Наряду с развитием дирижерской техники Р. Комурджи углубленно изучал опыт развития оркестрового исполнительства на народных инструментах разных музыкальных культур. Таким образом, он готовил себя к самостоятельной профессиональной деятельности дирижера и руководителя.
Восьмиголосный ансамбль Рустема Комурджи, вне всякого сомнения, сыграл значительную роль в подготовке почвы для создания полноценного многоголосного оркестра.
Кафедра принимает решение создать оркестр крымскотатарских народных инструментов, поручив возглавить коллектив Рустему Комурджи. Саз, кеманча, скрипка, уд, аккордеон, сантыр, кларнет, ударные инструменты стали основой оркестра.
За короткое время ансамбль, пропагандировавший крымскотатарскую народную музыку, получил широкую известность и успех. Однако вскоре стало ясно, что этот путь не может иметь всей полноты и силы звучания, отвечающих требованиям концертной эстрады. С каждым днем росла потребность в расширении репертуара. Сама жизнь выдвигала идею овладения многоголосным исполнительством. Вот тут-то и помогли знания инструментовки и аранжировки, приобретенные в стенах музыкального училища и консерватории. Днем — занятия со студентами, после обеда — дополнительные занятия с ансамблем, а в оставшееся вечернее и ночное время — работа над партитурами по расширению репертуара.
Ансамбль крымскотатарских народных инструментов под руководством Р. Комурджи приглашают принять участие в съемках фильма «Татарский триптих» известного режиссера Александра Муратова, где в сцене одного из традиционных свадебных обрядов крымских татар музыканты исполняют народную мелодию «Тыраш авасы», партию кавала исполняет Р.Комурджи. Это первый опыт участия ансамбля в съемках фильма.
Появились первые обработки народных мелодий, написанные Р. Комурджи для коллектива. Среди них: «Чыракъ авасы ве Къайтарма», крымскотатарская народная застольная мелодия «Багъчасарай табана долусы». В 2003 году состоялось первое публичное выступление ансамбля в Симферопольском этнографическом музее на выставке «Багъчасарай – эфсанелер шеэри». В 2004—2005 годах инструментальный состав ансамбля удвоился, и в него вошли: сантыр, два саза, кларнет, кавал, аккордеон, две скрипки, бас, дарбука.
В связи с новыми наборами студентов состав ансамбля крымскотатарских народных инструментов был изменен и расширен. Учитывая то, что некоторые музыканты только осваивали такие инструменты, как саз, кавал, уд, бас, сантыр, в репертуар постепенно вводились новые произведения с учетом партий для данных инструментов. В этот период появилась новая обработка Р. Комурджи песни «Джельтирмен». Коллектив часто выступает на сцене Крымского инженерно-педагогического университета. Наиболее запоминающимся можно считать выступление на концерте, посвященном творчеству Александра Спендиарова, где была исполнена его «Татарская песня» (инструментовка Р.Комурджи).
Одной из остро стоящих задач была проблема приобретения новых инструментов для увеличения состава исполнителей. В 2006 году, благодаря турецким связям работавшего в то время на кафедре старшего преподавателя, лауреата Международного конкурса Энвера Сеит-Абдулова, были приобретены еще несколько инструментов, а именно: три саза, уд, две кеманчи, дарбука. Часть инструментов Рустем Комурджи приобретал за свои собственные средства. Чтобы узнать историю каждого инструмента, Р. Комурджи перечитал и проштудировал огромное количество книг и исследований, встречался с пожилыми музыкантами, коллекционерами. Объездил весь Крым в поисках мастеров, которые делают инструменты, и выслушал их удивительные истории. У всего этого столько деталей, тонкостей и частностей, что голова идет кругом. В связи с отсутствием в Крыму необходимой методической литературы по обучению игры на сазе, музыканты коллектива осваивают инструмент на основе навыков игры на струнно-щипковых инструментах, приобретенных в музыкальной школе и музыкальном училище.
Оркестр крымскотатарских народных инструментов, организованный на кафедре «Музыкального искусства», как новая инструментальная культура с его новыми художественно-выразительными возможностями, с недавнего времени вошел в круг интересов крымскотатарской интеллигенции, прессы, а также ведущих современных исполнителей, композиторов Крыма и ближнего зарубежья. Целью деятельности оркестра является утверждение в крымскотатарской музыкальной культуре нового исполнительского жанра «Оркестр крымскотатарских народных инструментов»; исполнительское направление оркестра – академическая, художественная музыка.
Оркестр отличается от других коллективов этого направления своеобразной тембровой окраской, что связано с особенностями его инструментального состава. Благодаря умелому использованию оркестровых групп, усовершенствованию смычковых инструментов, их сочетанию со щипковыми инструментами, базирующимся на плекторном и пальцевом способах звукоизвлечения, а также применению народных духовых инструментов (кавал, кларнет, труба), сантыр и ударных, его звучание приобрело ярко выраженный национальный колорит. Иными были и принципы аранжировки произведений музыкальной классики. Репертуар состоял из крымскотатарских народных мелодий, танцев и песен как наиболее интересных в профессиональном отношении. Например: обработка Р. Комурджи крымскотатарской народной песни «Къаракер атым»; в обработке Р. Ибадлаева «Концертная пьеса на тему крымскотатарской народной песни «Къалайлы къазан»; Р. Комурджи «Концертная пьеса на тему двух крымскотатарских народных танцев «Къайтарма». Представляет большой интерес исполнение совместно с хором на слова и музыку композитора Ф. Алиева оды «Къырым Герай».
Р. Комурджи поставил серьезную задачу превращения оркестра в высококвалифицированный, самобытный коллектив с ярковыраженной творческой индивидуальностью, он стремится расширить исполнительские и выразительные возможности оркестра и придать его звучанию более яркий национальный колорит.
Благодаря усилиям Р. Комурджи, оркестр крымскотатарских народных инструментов сделал еще один шаг вперед. На его базе студенты стали готовить программы к государственным экзаменам по дирижированию. В то же время Р. Комурджи удается убедить руководство кафедры включить репетиции оркестра в общее расписание занятий студентов. Таким образом, начался процесс активного привлечения студентов к развитию крымскотатарской оркестрово-исполнительской культуры, влекущий за собой развитие у них ряда навыков, необходимых для будущих руководителей и дирижеров подобных музыкальных коллективов.
К подбору репертуара для работы с оркестром Комурджи всегда подходит строго, с ответственностью. В эти годы все более значительное место отводится произведениям крымскотатарских и современных отечественных композиторов, аранжированным для оркестра крымскотатарских народных инструментов. Это его принципиальная репертуарная политика, направленная на формирование собственного высокохудожественного оригинального репертуара для крымскотатарского народного оркестра.
Что же характерно для исполнительского искусства Комурджи-дирижера? Прежде всего — ясность художественных намерений, высокий профессионализм и точность, конкретность в своих требованиях к оркестру. В сущности, он немногословен, предпочитает достигнуть художественного результата выразительностью жестов. Мануальная техника не изобилует внешне эффектными движениями рук. Напротив, они даже скупы, зачастую даже аскетичны, но в то же время на редкость конкретны и точны. Комурджи отличает умение скрупулезно работать над деталями и в то же время не застревать на них, чтобы охватить произведение целиком. Доверие оркестрантов к дирижеру полное, все требования выполняются безукоризненно.
Несмотря на специфику оркестра как студенческого, коллектив постоянно показывает высокий профессиональный исполнительский уровень. Значимыми событиями в жизни коллектива можно считать победы на международных конкурсах.
Оркестр по праву можно назвать творческой лабораторией профессионального крымскотатарского народно-оркестрового искусства. Большинство участников учебного коллектива в дальнейшем связывают свою судьбу с оркестровым исполнительством или в качестве помощника дирижера, руководителей коллективов, а в большинстве своем — солистами оркестра.
Следует отметить, что крымскотатарские композиторы тесно сотрудничают с оркестром и его руководителем и дирижером, познают тембровые возможности инструментов оркестра крымскотатарских народных инструментов, их различных сочетаний. Неслучайно оркестр по праву называют неутомимым пропагандистом крымскотатарской музыки: здесь впервые прозвучали в оркестровом варианте сочинения М. Халитовой, Э. Эмир, И. Бахшиша, Р. Ибадлаева, С. Абкеримова, Р. Комурджи.
Уверенности и устремленности Р.Комурджи придала встреча с профессором Стамбульской консерватории, исполнителем на сазе Зекерьёй Башарсланом.
В 2015 году, продолжая начатую традицию отчетных концертов оркестра крымскотатарских народных инструментов, Рустем Зевриевич подготовил большую и разнообразную программу, исполненную со сцены Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра. Была исполнена крымскотатарская, украинская, греческая, русская, азербайджанская, турецкая музыка. В зрительном зале собрались почитатели творчества оркестра не только из Симферополя, но и из Бахчисарая, Джанкоя и других городов Крыма.
Близка оркестру и боль народа. В программе концерта на 17 апреля 2019 года готовились три серьезных премьеры: впервые на крымскотатарском народном инструменте кеманча готовилось произведение «Тым-тым» под сопровождение оркестра; из Дагестана был приглашен солист на таре, для того чтобы исполнить с оркестром два крупных сложнейших произведения; премьера крупного произведения «Увертюра-фантазия» Мерзие Халитовой. Концерт состоялся и был посвящен памяти крымскотатарской интеллигенции, расстрелянной 17 апреля 1938 года.
Высокая исполнительская культура, тембровая неповторимость, совершенство звука, репертуар из произведений крымскотатарских композиторов и композиторов, представляющих иные музыкальные культуры, в ближайшей перспективе должны стать основополагающими факторами, определяющими самобытность оркестра. Создание на кафедре «Музыкального инструментального искусства» условий для стабильного роста исполнительских показателей станет залогом выхода оркестра на международную сцену, где коллектив будет олицетворять национальную крымскотатарскую культуру и наряду с этим способствовать развитию народно-исполнительского искусства.
Эффективность деятельности Р.Комурджи в популяризации оркестра крымскотатарских народных инструментов, баянно-аккордеонной музыки в творческом сотрудничестве с современными крымскотатарскими композиторами является прекрасным стимулом для создания новых сочинений.
Для меня несомненно, что успех Р. Комурджи, талант глубокий, сердечный, развивался в русле лучших традиций отечественного и крымскотатарского искусства. Его успех, популярность, достижения – это и есть его благодарность учителям.
Музыка обретает жизнь только при ее исполнении. Как бы ни была гениальна партитура, она мертва, пока к ней не прикоснулась рука музыканта. От его таланта, трактовки, понимания замысла нередко зависит судьба произведения.
Рустем Комурджи – музыкант со своей индивидуальностью, имеющий свою точку зрения, с присущим ему почерком и стилем. У него есть своя тема в искусстве, свое видение ее, свои излюбленные выразительные средства для достижения художественных результатов. Он любит и понимает музыку. Поэтому произведения в его трактовке звучат свежо и необычно. Выразительная пластика жеста его руки может коснуться тонких струн человеческой души, пробудить радость и печаль, оживить краски и звуки живой природы.
И я верю, что на пути к новым вершинам его не покинет, говоря словами А. Блока, «высокий дух искусства».
comments powered by HyperComments