Мы на распутье? Куда идем и каковы наши перспективы? Пусть не пугают возникающие вопросы, они стояли перед народом всегда, и решение их зависит от нашей готовности реагировать на вызовы времени. Сменяются поколения, но постоянства и спокойствия обрести не удается, стабильная жизнь, возможно, будет впереди, и входить в нее необходимо полноценно, с гарантией на перспективы. За последние 10 лет на полуострове произошли значительные изменения, и крымские татары, используя полученный исторический опыт, смогли адаптироваться к новым условиям. По этому пути их вели не лидеры, кто бы себя к таковым не причислял, а собственное видение каждого соотечественника, руководствующегося самосохранением и интересами семьи. В совокупности сложилась более-менее общая позиция народа.
Следует отметить, что территория Крымского полуострова, в силу географического расположения и природно-климатических условий, всегда находилась в поле зрения крупных геополитических игроков, в связи с чем здесь происходило множество событий, достаточно трагических, обрушивающихся на местное население. Все предстояло пережить, выдержать и вновь выстраивать перспективы.
Как и сто, и двести лет назад, каждый год является судьбоносным. Многие события в истории повторяются, поэтому, держа руку на пульсе прошлого, можно пытаться заглядывать в будущее. Еще имеется опыт других стран и народов, наладивших свою жизнь, получивших признание как передовых.
Для крымскотатарского народа важна стабильность. Сколько всевозможных мнений, учитывая наличие социальных сетей, было озвучено за последнее десятилетие, сколько призывов прозвучало и предпринято шагов, но чем дальше, тем яснее становится вновь, что польза для родины ощутимее, если ты не теряешь с ней связи.
Народ продолжает жить в своем стремлении интенсивно развиваться, и, несмотря на сложные времена, многое удается осуществлять.
Для борьбы за свои национальные интересы крымскотатарский народ образовал национальное движение. Его история в какой-то степени изучена, начиная с периода деятельности Исмаила Гаспринского, но были и предыдущие, о которых мало знают и говорят. Способы и методы борьбы были разными. Движение взаимодействовало с различными крупными политическими силами, исходя из реалий тех или иных времен. Состав активных участников национального движения не был однороден, в нем состояли представители как богатых мурзацких родов, так и беднота. Поэтому неудивительно, что народ хранит одинаковую добрую память о крупном землевладельце, меценате Исмаиле Муфти-заде и, скажем, выходцах из низов, участниках первого Курултая или руководства Крымской АССР.
В связи с тем, что, как уже указывалось, Крым находился в поле зрения многих политических игроков, а крымскотатарский народ в сравнении с соседствующими народами был малочисленным, в своих действиях он руководствовался и считался с интересами большинства граждан. Благодаря этому удавалось избежать многих межэтнических столкновений. Оказавшись в ссылке во враждебно настроенной среде, ему за короткое время удалось изменить настроения в обществе, и даже в отдельных регионах склонить мнение в свою сторону. Жизнеспособность, умение интегрироваться в общество большинства, при этом соблюдая собственные интересы, и есть то качество, которое предоставляет возможность народу выживать в самых экстремальных условиях.
С каждым этапом исторического развития такое качество совершенствуется, позволяя крымским татарам переживать кризис отношений. Судьба народа в руках тех, кто остается в Крыму. Связь с этнической территорией придает им силу, дух, питает эликсиром национального самосознания и ответственности перед потомками.
Но для эффективного развития необходимо принятие определенных решений, которые предпринимает, с одной стороны, государство для своих граждан, с другой – конкретно каждый народ для удовлетворения личных потребностей.
В сложившихся реалиях фокус внимания крымских татар с политики сместился в сторону экономики, области культуры и просвещения.
Постоянное стремление к улучшению благосостояния служило основой для существования крымскотатарского народа. В каких бы экстремальных условиях он не оказывался, строительство или приобретение жилья являлось для него первоочередной задачей. Жизнь в депортации наглядный тому пример. Взглянув на поселки компактного проживания крымских татар, можно проследить степень обустройства соотечественников. С каждым годом все меньше незавершенного строительства, многие семьи владеют не одним автотранспортом. Там, где ведется строительство социальных объектов, интенсивнее происходит и благоустройство этих поселков.
Занятость основной массы населения обеспечена. Наладившие и развившие свой бизнес — процветают. Наличие средств позволяет осуществлять вклады в развитие детей, например в дополнительное образование, посещение всевозможных кружков и спортивных секций. Наличие домовладения, с возможностью расширения жилой площади, позволяет увеличивать численность детей, а также обеспечивать жильем молодые семьи. Вспомним жизнь в Узбекистане, там происходило то же самое. Все устремления крымских татар были направлены в Крым, но желание народа вернуться на родину отнюдь не означало сознательного прозябания на чужбине. Накопленный капитал движимого и недвижимого имущества позволили обустраиваться в Крыму. Крымские татары возвращались на землю предков не с узелком и двумя чемоданами. Так они отправлялись в ссылку, а через несколько десятилетий, благодаря постоянному труду, они добились заметного благосостояния, значительно опережая своих соседей, включая местное население.
Рост экономического благосостояния крымскотатарского народа есть составная часть национальной идеологии по самосохранению при естественной поддержке и стремлении каждого соотечественника.
Всесторонний прогресс крымскотатарского общества напрямую зависим от распространения на него передовых мировых достижений и участия его представителей в процессах этих достижений. Требует постоянной поддержки сформированный культ образования, который ни в коем случае утрачивать нельзя. Делу образования посвятили свою жизнь лучшие сыны и дочери народа многих поколений. Во время ссыльного периода, при отсутствии специальной государственной поддержки, удалось сформировать научный потенциал, который создал в Крыму новейший университет. Функционирует и система образования, требующая постоянного внимания и реформ, без них отрицательные тенденции будут только нарастать. Для беспокойства имеются основания. Крымскотатарское общество обязано владеть результатами сдачи ЕГЭ по школам, имеющим статус с крымскотатарским языком обучения. Проявляется интерес и к числу поступивших студентов в вузы страны и зарубежья. Крайне важно проведение съезда и конференций учителей для усовершенствования работы. Если частные инициативы в таких направлениях еще реализуются, то государственные учреждения здесь явно запаздывают. В беседах с педагогами вскрывается масса проблем, их нерешение приведет к проседанию образования среди молодежи.
Для нас важны здоровье нации, уровень развития медицины, ведение здорового образа жизни, гармония человека и природы, безусловно, при соблюдении прав и свобод граждан, в том числе по национальному признаку.
Видение нашего возрождения и развития не является статичным и неизменным, оно может дополняться, совершенствоваться. Ежегодно следует подводить итоги, информация была бы полной и всеобъемлющей, если бы смогли объединить усилия государственных структур и общественности.
Последнее, на чем хотелось заострить внимание, это сохранение традиционных культурных ценностей. О них очень много сейчас говорят, потому что в их утрате видят угрозу национальной безопасности. Ее мы ощущаем десятилетиями, стараясь противодействовать негативным процессам. Сочетание традиционных культурных ценностей с современными мировыми тенденциями позволит сохранить и укрепить нашу идентичность.
Намечаем словом, реализуем делом!
comments powered by HyperComments