Курс валют USD 0 EUR 0

Не следует забывать о созидании, чтобы было чем отвечать вызовам времени

Комментариев: 0
Просмотров: 621

Вызовы времени – явление постоянное, преследующее человечество с момента его появления. Это сигналы о необходимости изменения форм и способов поведения на изменяющиеся условия жизни.

Вызовы может бросать природа – изменение климата (сейчас бьют тревогу, связанную с глобальным потеплением) или геополитические процессы, затрагивающие интересы миллионов людей. Вызовы можно пытаться игнорировать, уклоняться от них, уповая на Всевышнего, но история учит, что это шаги к катастрофе, приводившие к вымиранию даже цивилизаций. Общественная практика доказывает наличие положительных результатов не при простом приспособлении к возникшей ситуации, а при умении использовать ее в своих интересах. Тогда вызовы явятся стимулом к росту и развитию.

За последние сто лет судьба не раз бросала вызовы крымскотатарскому народу, но он сумел найти выходы из критических ситуаций, обеспечив себе дальнейшую жизнедеятельность. Происходившие процессы и разъединяли и сплачивали крымскотатарское общество, поэтому нужно понимать, что за идеями следуют определенные шаги (и обязательно ответная реакция), в итоге приводившие к промежуточному или конечному результату.

Крымские татары – малочисленный народ, стремящийся распространить свое влияние лишь на территорию Крымского полуострова. Около 250 лет находясь среди славяно-христианского большинства, он становился участником всех процессов, происходивших в государствах, под чью юрисдикцию подпадал и Крым. Имея статус части общества, его меньшинства в государственном масштабе, и в связи со стремительным сокращением численности даже в крымском социуме, он был вынужден адаптироваться к существующим реалиям, принимая законы и порядки, устанавливаемые сверху. Многогранная жизнь была полна сюрпризов, приятных и неприятных. Исторические события вовлекали крымских татар в строительство мирной жизни, мировые бойни,  революционные процессы, и в них приходилось бороться, и не обязательно против кого-то, но и просто за существование (самосохранение). И каждый раз, когда он был готов к вызовам времени, ему удавалось добиваться результатов, хотя не обходилось без потерь.

История народов неразрывно связана с личностями, их ролью на определенном отрезке времени. Признание или отрицание этих личностей происходило как при их жизни, так и после смерти, находясь в прямой зависимости от идеологии, доминирующей в обществе, часто определяемой государственной политикой. За последние полвека мы имели возможность наблюдать, как на пьедестале народных любимцев сменяли друг друга исторические деятели, нередко из противоположных или противоборствующих лагерей, хотя имя каждого служило и служит интересам крымскотатарского народа. Поэтому в нашем случае правильно не отрицать кого-либо, а знать о них как можно больше.

Жизнь изобилует парадоксами и расставляет по местам в самых неожиданных вариантах. Крымскотатарское мурзачество, стремившееся сохранить свои привилегии, дало клятву верности российскому самодержавию. Оно организовало службу соотечественников в крымских конных эскадронах, являвшихся опорой самодержавия. Но через век, когда царь отрекся от престола в 1917 году, эскадронцы стали главной опорой избранного крымскотатарским народом Курултая в их претензиях на политическую власть и самостоятельность.

Другой пример. Как отмечает профессор А.Меметов, в судьбе семьи Гаспринских большую роль сыграл М.Воронцов – генерал-фельдмаршал, который был наместником Кавказа с неограниченными полномочиями. Отец Исмаила – Мустафа Гаспринский, хорошо зная тюркские языки Кавказа, служил переводчиком у Воронцова, покорявшего горцев. За примерную службу при содействии своего попечителя удостоился внесения своего имени в дворянскую родословную книгу со званием татарского мурзы. Будучи собственником пахотных земель и виноградников, размером по некоторым данным не менее 15 га, в районе Большой Ялты, он смог обеспечить сыну получение соответствующего образования, приведшего его к выдающейся просветительской миссии.

Не стихает тема политических пристрастий при универсальном призыве необходимости «единства». Причем она регулярно повторяется из поколения в поколение, с разницей лишь в том, что кто-то в итоге оказался угодным, а кто-то нет. Кто об этом напишет и кого прочтут? Делегаты Курултая, активно принимавшие Крымскотатарские основные законы в декабре 1917 г. и активно формировавшие крымскотатарское национальное правительство во главе с Номаном Челебиджиханом, уже через год оказались по разные стороны баррикад, кто на стороне белых, кто на стороне красных, или придерживался нейтралитета, стараясь наладить диалог с властью в условиях Гражданской войны. Кого можно назвать «саткъын» — Джафера Сейдамета, эмигрировавшего за границу, или Али Боданинского, Вели Ибраимова, Селима Меметова, одними из первых  пошедших за большевиками, или Сеит Джелиля Хаттата, Халиля Чапчакчи, Амета Озенбашлы, Бекира Чобан-заде, вошедших в советские органы власти? На фоне вызовов времени историография стерла эти нюансы, оставив на суд истории лишь конкретные дела во благо народа.

Жизнь крымскотатарского народа продолжается, противоречия внутри общества и сегодня присутствуют, конкуренция растет, но в этой борьбе не следует забывать о созидании, чтобы было чем отвечать вызовам времени.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог