ДЖИХАНГИР
К извечной истине стремленье
Поменялись времена, изменились ли нравы? Крымскотатарская общественность с интересом наблюдает за действиями различных общественно-политических сил, сложившихся в крымскотатарском национальном движении на современном этапе. Круто изменившаяся в начале 2014 года судьба Крыма на 180 градусов поменяла взгляды многих деятелей. Рьяные евроинтеграторы вдруг стали евразийцами, горлопаны — «поймали тишину», непримиримые оппоненты находят общую платформу. Процесс переформатирования внутриполитических сил среди крымских татар набирает обороты, для наблюдателей их действия сулят много интересного, жизненные метаморфозы постигают многих людей, а рассудит всех в конечном итоге общественная практика.
История человеческого развития показывает закономерность отсутствия единства мнений в общественно-политических процессах. Только при тирании и тоталитаризме мысль пытаются силой загнать в рамки, установленные правящим режимом. Ну а так как еще с древнейших времен прослеживается тенденция развития общества от демократии к тирании и, наоборот, от тирании к демократии, то эти процессы наглядно демонстрируют, что мысль убить невозможно. Видный участник крымскотатарского национального движения Ролан Кадыев, сидя на тюремных нарах, написал такие строки:
Покуда кровь течет по жилам,
От тела дух не отделить.
Наперекор мирским вампирам
Мой разум мне принадлежит.
Его не заковать в оковы,
Он мысль свободную родит.
Ложь развенчав и тайн покровы
Откинув, правду обнажит.
Борьба за правду никогда не прекращалась в крымскотатарском сообществе, притом у каждого была своя правда. Она приводила к оппонированию, противостояниям, столкновениям, и чем стремительнее развивались события, тем большее число людей вовлекалось в процессы. 2013 год стал своеобразным временным отрезком в жизни Крыма, подвел итог его развитию в определенном политическом пространстве. Все многообразие, присущее тому обществу, отразилось и на крымскотатарском национальном движении, которое представляло на тот момент следующую картину.
Накануне
Самой крупной крымскотатарской политической силой являлась система Курултай-Меджлис. В 1991 году, объединив практически все крымскотатарские общественно-политические силы, за исключением НДКТ Юрия Османова, Курултай-Меджлис доминировал во всех сферах жизни. Приводил во власть, расставлял кадры, имел влияние на распределение и расходование бюджетных средств, выделяемых государством на обустройство крымских татар. За более чем 20-летний период менялся качественный состав Меджлиса. На смену идеалистам, участникам национального движения, закаленным в борьбе за свои конституционные права в советском государстве, приходило молодое поколение, представители которого нередко видели свое место в национальном движении в чиновничьих креслах и государственной службе. Разные идеологические представления, коррупция, групповые интриги приводили к отслоению отдельных активистов от Курултая-Меджлиса, часть которых отходила от активной общественной деятельности, другая переходила в оппозицию, сорганизовавшись в общественно-политические структуры. За более чем 20-летнюю историю неоднократно менялся состав Меджлиса, единицы из первого состава входят в нынешний состав, и только лидеры Меджлиса в лице М.Джемилева и Р.Чубарова оставались неизменными.
Оппозиция к Меджлису обычно сорганизовывалась в общественные организации, которые ситуативно объединялись в общественно-политические движения. За последние 15 лет по крайней мере три таковых заявляли о себе: Координационный совет общественно-политических сил крымскотатарского народа, Крымскотатарский блок (предвыборная сила, альтернативная Курултаю) и Крымскотатарский народный фронт. Последний объединил ряд общественных организаций и деятелей, имеющих достаточный опыт национальной борьбы. Платформой объединения послужила цель: добиться принятия закона о реабилитации и восстановления прав, а также решения земельного вопроса. Все эти годы у оппозиционных общественных организаций, в отличие от Меджлиса, отсутствовал необходимый финансовый ресурс, что значительно ослабляло их позиции. И только Милли Фирка имела источник поступлений, могла содержать небольшой офис и ограниченный штат, что позволяло ей в последнее время выступать своеобразным объединительным центром.
Таков общий взгляд на крымскотатарскую политическую палитру, сложившуюся накануне событий февраля-марта 2014 г. в Крыму. Притом следует еще отметить, что Меджлис однозначно занимал евроинтеграционную позицию, участвовал в евромайдане и свержении президента В. Януковича. У оппозиции единого мнения в этих вопросах выработано не было, и каждый исходил из своих воззрений.
Каждому — свое
Любые общественные начинания в конечном итоге сводятся к вопросу о власти. После распространения российской юрисдикции на Крым начинаются определенные движения в крымскотатарском политикуме.
Меджлис в первые месяцы 2014 г. прошел довольно сложный и противоречивый путь – от осуждения, противодействия России до вхождения в российскую власть. Причем декларировал данный шаг Курултай большинством голосов. И только деятельность Мустафы Джемилева во главе меньшинства Курултая круто изменила курс национального съезда и его представительного органа. Однако открытую ранее Курултаем дверь во власть Меджлис закрыть уже не смог. Меджлисовская номенклатура во власти, за исключением Ленура Ислямова, предпочла в ней остаться, чем переходить в оппозицию, а тем более разделять судьбу своих лидеров, лишенных возможности въезда в Крым в течение пяти лет. Пока. Никакая общественно-политическая сила до сих пор не имеет такого широкого представительства во власти, как выходцы из системы Курултай-Меджлис, и, надо полагать, процесс этот далек от завершения. Но в то же время только Меджлис как политический орган сегодня открыто заявляет о своей проукраинской позиции.
Имея многовековой опыт борьбы с антироссийскими элементами, государство сделало практически недееспособной в Крыму систему Курултай-Меджлис, поэтому его руководство быстро сманеврировало и собрало Всемирный конгресс крымских татар (ВККТ), переизбрав президентом Р. Чубарова. Скорее всего, эта политическая платформа станет главной антироссийской силой. Уже вырисовываются тенденции. Так, в сообщении информагентства QHA о встрече премьер-министра Украины А. Яценюка с М. Джемилевым и Р. Чубаровым последний позиционируется в первую очередь как президент ВККТ.
Не однообразен путь оппозиционных Меджлису общественных организаций в российском Крыму. В Милли Фирка произошел раскол. Весь ее ресурс, в том числе финансовый и информационный, остался в руках ее многолетнего лидера Васви Абдураимова, который один из первых перерегистрировал организацию в российском правовом поле. Васви Абдураимов и его сторонники (в основном выходцы из НДКТ), будучи ярыми сторонниками евразийства, активно поддерживали приход России, призывали народ идти на референдум и голосовать за выход из Украины. Другая часть Милли Фирка во главе с Энвером Кантемир-Умеровым пристала к пророссийскому новообразованию «Къырым бирлиги» во главе с Сейтумером Ниметуллаевым, фактически растворившись в нем. Некоторые члены Милли Фирка вообще отошли от организаций, предпочитая заниматься индивидуальной деятельностью.
При формировании новой власти в Крыму среди крымских татар никто не был так обделен, как Милли Фирка Васви Абдураимова. Будучи последовательной пророссийской силой они вполне могли рассчитывать на должности в правительстве Крыма, но те, кто его формировал, не приняли все обстоятельства во внимание. Взамен власть предержащие получили оппозиционную российскую организацию крымских татар, активно критикующую ее в социальных сетях.
Общественные организации Крымскотатарского народного фронта в последний раз собрались вместе 27 февраля 2014 года для принятия заявления, направленного на предотвращение межнационального конфликта. Дальше все уже действовали порознь: кто за Россию, кто за Украину, кто заявил о движении неприсоединения (Надир Бекиров, Айдер Мустафаев и др.).
Ставки сделаны
По истечении переходного периода в Крыму значительно сократился третий сектор. Многие крымскотатарские общественные организации не пожелали или не смогли пройти перерегистрацию, поэтому эта тема требует отдельного рассмотрения. Но зато появились новые общественные объединения, в первую очередь «Къырым бирлиги» и «Къырым», с довольно солидным финансовым и административным ресурсом.
«Къырым бирлиги» организовал бывший глава Генической райгосадминистрации Сейтумер Ниметуллаев, бежавший в Крым после последней революции в Украине. Побывавший на встрече с президентом России В. Путиным Сейтумер-бей сделал ряд громких заявлений о намерении созвать новый Курултай и Всемирный конгресс крымских татар. Ловя свою удачу, первоначально в объятия новосозданной организации бросились некоторые чиновники от Меджлиса, например, экс вице-премьер Азиз Абдуллаев, основатель музея «Ларишес» Гуливер Альтин и иные общественные деятели. Но крымская власть сделала ставку на других, в частности, на членов Меджлиса Ремзи Ильясова и Заура Смирнова, заявивших о создании движения «Къырым». Неудача, постигшая «Къырым бирлиги» при дележе властного пирога, послужила толчком к тому, что от организации стали отпочковываться сторонники, переходя к более сильному субъекту. А последнее заявление «Къырым бирлиги» с призывом всеобщего объединения больше свидетельствует о тенденции примкнуть к более мощному партнеру.
Межрегиональное движение «Къырым» — реальная общественно-политическая сила, действующая в российском правовом пространстве. Во главе нее стоят деятели, они же члены Меджлиса, они же государственные чиновники высокого и среднего ранга. В работе конференций движения обязательно принимают участие муфтий мусульман Крыма аджи Эмирали Аблаев, руководители государственных крымскотатарских учреждений, представители интеллигенции. Стоит предположить, что в случае предоставления организации больше возможностей определять своих членов в органах власти и учреждениях ее численность и влияние заметно увеличатся.
Как видим, за последние полтора года в общественно-политических структурах крымских татар произошли значительные изменения, происходит их переформатирование. Вчерашние партнеры становятся непримиримыми оппонентами и наоборот. У политиков при доказательстве своей правоты открываются глаза друг на друга. Сыплются угрозы и упреки. Нам же остается констатировать: неисповедимы пути Господни! И надеяться на преодоление всех разногласий только политическим путем.
comments powered by HyperComments