Курс валют USD 0 EUR 0

Новый лидер Узбекистана

Комментариев: 0
Просмотров: 800

 

На прошедших 4 декабря досрочных выборах президента Узбекистана победу предсказуемо одержал и.о. главы государства Шавкат Мирзиёев. Центральная избирательная комиссия республики объявила, что участие в выборах приняли 87,7% избирателей, из них за Ш.Мирзиёева проголосовали 88,6%.

 

Избирательная кампания

Досрочные выборы президента Узбекистана были объявлены после того, как 2 сентября скончался Ислам Каримов, бессменно руководивший республикой в течение четверти века. Согласно Конституции страны, исполнять обязанности президента до избрания нового главы государства должен был председатель Сената (верхней палаты парламента) Нигматилла Юлдашев. Однако 8 сентября на совместном заседании обеих палат парламента Узбекистана последний объявил о самоотводе в пользу Ш.Мирзиёева. Решение сложить с себя конституционные полномочия Н.Юлдашев объяснил отсутствием достаточного опыта в управлении государством.

Победа Ш.Мирзиёева после этого была фактически предрешена. Очевидно, что его фигура стала компромиссной для различных влиятельных групп узбекской элиты. Ш.Мирзиёева нельзя назвать новым человеком во власти. В 1992 г. он был назначен главой Мирзо-Улугбекского района Ташкента (до этого Ш.Мирзиёев работал первым проректором в Ташкентском институте ирригации и механизации сельского хозяйства). В последующем он последовательно занимал посты хокимов (губернаторов) Джизакской и Самаркандской областей. В 2003 году Ш.Мирзиёев был назначен премьер-министром страны и часто назывался экспертами потенциальным преемником И.Каримова.

Во время выборов узбекские власти прилагали значительные усилия для того, чтобы внешне процесс избрания нового президента выглядел как можно более демократично. По сравнению с избирательными кампаниями, проходившими в период правления И.Каримова, кандидаты в президенты (помимо Ш.Мирзиёева на пост главы государства претендовали еще три кандидата) стали более активно вести агитацию.

Международные наблюдатели, следившие за ходом выборов, разошлись в своих оценках. Так, миссия Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ в своем заявлении отметила, что организаторы выборов предприняли меры по повышению прозрачности своей деятельности. Вместе с тем миссия ОБСЕ отметила серьезные нарушения в день выборов. В ее отчете указывается, что избирательной «кампании недоставало соревновательного духа, и избирателям не было предоставлено подлинного выбора политических альтернатив. Кампания осуществлялась в строго регламентируемой среде и характеризовалась явным однообразием агитационных материалов и мероприятий всех четырех кандидатов».

С другой стороны, миссии наблюдателей стран СНГ и Шанхайской организации сотрудничества заявили, что прошедшие в Узбекистане выборы были открытыми, свободными и демократичными. Член Центральной избирательной комиссии России Николай Левичев отметил, что наблюдатели не зафиксировали случаев давления на избирателей, и сделал вывод о легитимном избрании нового президента Узбекистана.

 

Внешняя политика

Во времена И.Каримова для Узбекистана было характерно стремление к самоизоляции. После андижанских событий 2005 года, когда США и страны Евросоюза осудили действия узбекских властей, И.Каримов начал сближение с Москвой. Однако с течением времени отношения с западными странами восстановились и Узбекистан последовательно вышел из возглавляемых Россией Евразийского экономического сообщества и военно-политического блока ОДКБ.

Отношения Узбекистана с ближайшими соседями, особенно с Кыргызстаном и Таджикистаном, были непростыми, что обуславливалось проблемами делимитации границы и планами двух горных республик построить водохранилища в верховьях Амударьи и Сырдарьи (от этих двух рек зависит водоснабжение Узбекистана). На отношения с Бишкеком накладывали тяжелый отпечаток беспорядки 2010 года в Оше, где произошли межэтнические столкновения между киргизами и узбеками.

В ходе избирательной кампании Ш.Мирзиёев пообещал во внутренней и внешней политике следовать принципам, выработанным И.Каримовым. «Узбекистан не присоединится ни к каким военно-политическим блокам, не допустит размещения на своей территории военных баз и объектов других государств, а также пребывания наших военнослужащих за пределами страны», — говорится в его предвыборной программе.

Сегодня очевидно, что новый глава узбекского государства стремится наладить хорошие отношения с ключевыми государствами мира. 6 сентября на встрече с российским президентом В.Путиным, приехавшим в Самарканд почтить память И.Каримова, Ш.Мирзиёев пообещал, что взаимоотношения с Россией продолжат развиваться.

С другой стороны, попытка проведения авторитарным узбекским правительством внешне демократических выборов свидетельствует о намерении заигрывать с Западом.

В то время как эксперты по Центральноазиатскому региону гадают о том, пророссийский или прозападный крен будет характерен для внешнеполитической линии Ш.Мирзиёева, официальный Ташкент предпринимает усилия для потепления в отношениях с ближайшими соседями, прежде всего Кыргызстаном и Таджикистаном. Восстанавливаются и отношения Ташкента и Анкары.

В 1990-е годы отношения между Турцией и Узбекистаном динамично развивались. Однако впоследствии отношения между двумя странами существенно охладели. 18 ноября Узбекистан с визитом посетил президент Турции Р. Эрдоган. По итогам этого визита турецкое внешнеполитическое ведомство объявило об открытии новой страницы во взаимоотношениях двух стран. Турецкий лидер даже пригласил Ш.Мирзиёева свой первый визит в качестве главы государства совершить в Анкару.

В целом процесс передачи власти в Ташкенте близится к своему завершению. Инаугурация второго президента Узбекистана должна пройти до нового года.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог