Нариман Абдульвапов (в центре) на презентации книги
В результате кропотливой работы специалистов и ученых Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани (Казань) и Научно-исследовательского института крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма КИПУ, увидел свет капитальный труд «Свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Том 3. Город Симферополь».
1 ноября в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия состоялась презентация издания. Открывая мероприятие, директор музея Сафие Эминова поздравила авторов и издателей с выходом уникальной книги, отметив вклад музея и библиотеки им. И. Гаспринского в создание данного тома.
Заведующий Крымским научным центром Института истории им. Ш.Марджани АН РТ, доцент кафедры истории КИПУ Эльдар Сейдаметов, рассказывая о проекте, отметил: «Это третий том фундаментального научного исследования. Три года назад руководство Института истории обратилось с предложением подготовить свод памятников истории, архитектуры и культуры крымских татар. Была сформирована команда специалистов, начали готовить список объектов. По мере работы, пришло понимание, что в один том невозможно все уместить. Руководство института поддержало инициативу о необходимости подготовки многотомного труда. Первые два тома посвящены г. Бахчисараю и Бахчисарайскому району. В них собраны памятники, которые уже состоят на государственном учете, и те, которые могли бы войти в реестр охраны памятников. Два года назад том о памятниках Симферополя взялся подготовить кандидат филологических наук Нариман Абдульвапов, который подобрал команду для реализации проекта. В дальнейшем планируется издать свод памятников Белогорска (Карасубазар), Старого Крыма (Эски Къырым), Евпатории (Кезлев) и степного Крыма».
В аннотации указывается, что в книге представлены материалы, касающиеся крымскотатарских историко-культурных памятников г. Симферополя периода конца XV – первой пол. XX века. В нее вошли описания объектов, как непосредственно относящихся к крымскотатарской культуре, так и тех, которые, не будучи таковыми по происхождению, оказались тесно связанными с жизнью крымскотатарской общины города, деятельностью многочисленных представителей крымскотатарской государственной и культурной элиты указанного периода.
Как пишет Нариман Абдульвапов: «Основной проблемой при составлении «Свода» явилось практическое отсутствие исследований по крымскотатарской части истории значительного числа объектов. За исключением ряда сохранившихся исторических мечетей, сведения по многочисленным другим крымскотатарским историко-культурным памятникам города отсутствуют в информационном пространстве полуострова, эти объекты никак не отмечены по месту нахождения и не включены в соответствующие реестры историко-культурного наследия. Это во многом объясняется тем, что «крымскотатарская» история Акмесджита-Симферополя до сих пор остается весьма малоизученной темой, ханский же ее период (конец XV – 1783 год) вообще представляет собой «terra incognita».
…Огромный ущерб архитектуре города, и в том числе памятникам крымскотатарской истории культуры, был нанесен в годы Великой Отечественной войны… К сожалению, события, последовавшие за выселением крымских татар с их исторической родины, еще более усугубили эту ситуацию. В период пребывания крымских татар в ссылке сотни объектов их историко-культурного наследия перестали существовать полностью. Одним из наиболее значительных аспектов этого культурного этноцида явилось, в частности, полное изменение городской топонимики Симферополя… Так, в 1944 году улица Кантарная была изменена на Чехова, улица Субхи (в память турецкого революционера Мустафы Субхи) – на Крылова. В 1946 году перестали существовать улицы: Акмечетская – изменена на Таврическую, Битакская – на Мичурина, Карасубазарская – на Белогорскую, Турецкая – на Танкистов, Татарская – на Красную (с 1948 г. – ул. Футболистов).
…Особо необходимо сказать об архитектурных памятниках, которые, не являясь собственно «крымскотатарскими», стали в свое время одними из наиболее ярких очагов крымскотатарской общественно-политической жизни, науки, образования и культуры. Среди подобных объектов отметили бы здание бывшего Дома губернатора, Крымский Государственный драматический театр, бывшее здание окружного суда, гостиницу «Европейская», здание гимназии В. Станишевской (позже – Крымского пединститута имени М. Фрунзе), бывшего Дома Дувана и др. К сожалению, условно говоря, «крымскотатарская» часть истории функционирования этих зданий долгое время замалчивалась, да и ныне продолжает оставаться практически неисследованной».
Выступая на презентации, я обратил внимание на три момента.
Во-первых, труд был подготовлен в стенах Института истории им. Ш.Марджани, где созданы условия для научной деятельности. За несколько лет своего существования, его крымское отделение показало эффективную работу, ежегодно издавая фундаментальные научные труды. Поэтому крайне важно иметь и сохранять научно-исследовательские структуры, в частности, НИИ крымскотатарской филологии, истории и культуры этносов Крыма КИПУ, в багаже которого так же много подготовленных и изданных полезных книг.
Во-вторых, достоинством книги является ее практическое значение. Она открывает широкий спектр деятельности для общественных и государственных структур. Имея на руках такой свод памятников, необходимо на зданиях устанавливать мемориальные доски, а при возможности, обеспечить преемственность использования свободных помещений. Передача государством крымскотатарской общественности пришедшего в негодность здания мектебе-руждие по ул. Самокиша, 8 в Симферополе, вдохнула в него новую жизнь. На реконструкцию были привлечены средства, и ныне здесь располагается библиотека им. И.Гаспринского. Так же, по настоянию крымскотатарской общественности, в свое время безболезненно состоялось отселение психо-неврологического диспансера с территории памятника Зынджырлы медресе. Положительных примеров для органов власти предостаточно.
В-третьих, книга о памятниках является хорошим пособием для понимания политических процессов, происходивших на полуострове. Сопоставляя имущество и материальное обеспечение народа государством, читатель может делать самостоятельные выводы о достоинствах и недостатках каждого периода. Он уйдет от примитивного понимания, базирующегося лишь на создаваемых стереотипах.
На презентации с приветственными словами выступили представители научных, государственных и общественных кругов. Мероприятие украсило выступление вокалистов фольклорного ансамбля «Къырым» Эмине Мустафаевой и Юнуса Какуры.
comments powered by HyperComments