Р. Иззет, А. Эминова, Х. Кандым
Улькер СЕИТБЕКИРОВА
13 июля в Симферополе на базе Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия состоялись литературные чтения, посвященные поэзии Крымского ханства.
Организаторами мероприятия выступила инициативная молодежь — Рефат Иззет, Хатидже Кандым, Адиле Эминова, Абибулла Усеинов.
Встреча включала теоретическую часть и чтение стихов.
Крымскотатарская поэзия берет начало в XIII веке — с произведения Махмуда Къырымлы «Хикяет-и Юсуф ве Зелиха».
Большое влияние на крымскотатарскую поэзию того периода оказали арабская и персидская литературы. Это выражалось в жанрах, стилистических приемах, тематике и образной системе.
Поэзия Крымского ханства включала два жанра — диванный и народный. Диванная поэзия создавалась знатью и для знати. Народная — раскрывала повседневные заботы крымских татар, писалась для народа.
Исследователи выделяют 6 форм произведений, каждая из которых отличается последовательностью рифмовки:
1) газель — о любви, красоте природы, философских измышлениях;
2) кыта — характер философского размышления, обобщения, назидания;
3) мурабба — тематика разнообразная, чаще всего использовалась для хвалебных речей, для сатиры, писем в стихах, элегий;
4) муседдес — принцип рифмовки почти такой же, как в мурабба;
5) месневи — о героях, исторических событиях, любви, дружбе, часто с использованием элементов мистики и фольклора;
6) кошма — форма тюркской народной поэзии. Как правило, о любви, привязанности, природе, смерти.
А. Усеинов
Гости мероприятия услышали стихотворения крымских ханов в оригинале и в переводе на русский язык. Все это сопровождалось игрой Абибуллы Усеинова на сазе, что передавало атмосферу средневековой эпохи. В конце чтений декламировались стихотворения крымскотатарских поэтов Нового времени — Юнуса Темиркая, Шакира Селима, Юнуса Кандыма и совсем юного поэта — Мухтара Мухтарова.
Со слов одного из организаторов, это не последняя встреча в ближайшем времени.