Курс валют USD 0 EUR 0

Полку академиков прибыло!

Комментариев: 0
Просмотров: 1 330

В богатой событиями истории крымскотатарского народа немного людей, удостоенных за свою научную деятельность высшего в науке ученого звания – Академика. Привычно заглянул в так называемую «Крымскотатарскую энциклопедию», чтобы посмотреть, кто из моих земляков удостаивался этого высшего в науке звания, но с грустью понял, что подлинную энциклопедию нам еще предстоит создавать.

Вопрос об академиках возник не случайно, дело в том, что буквально на днях пришла радостная весть о том, что мой коллега, друг — профессор Крымского инженерно-педагогического университета Умер Абдулгазис стал членом Российской Академии Транспорта или, проще сказать, академиком.

Умер Абдуллаевич относится к тому поколению крымских татар, которые пошли в школу уже после отмены комендантского режима. Для них был слишком нагляден пример их старших братьев и сестер, эмджелер и даилар, алапчелер и тизелер, которые из-за комендантского режима были лишены возможности учиться не только в институтах и техникумах, но в большинстве случаев и средней школе. Вот почему это поколение искренне тянулось к знаниям, и фраза «Ученье – свет!» не была для них пустым звуком. Надо сказать, что в этом стремлении их полностью поддерживали родители, которые отдавали последнее, чтобы помочь своим детям получить образование и как-то изменить свою жизнь к лучшему.

Родился будущий академик в Бухаре. Это был очень своеобразный город, с богатой историей и не менее интересной современной жизнью. Как это не покажется странным, но первым серьезным увлечением юного Умера стало судомоделирование, которым он занялся при Дворце пионеров. Участвовал в республиканских  состязаниях, всесоюзных, выполнил норматив мастера спорта СССР. Казалось бы, что, подобно другим его товарищам по спорту, суждено учиться ему в Николаевском судостроительном институте, а потом проектировать или строить уже реальные корабли. Человек предполагает, а Бог располагает. Не зная условий приема, опоздал с подачей документов. Николаевский кораблестроительный принимал на месяц раньше, пришлось поступать на сухопутную специальность.

После учебы в вузе служил в Советской Армии по военной специальности, тесно связанной с автомобильным транспортом. После демобилизации поступил на работу в Бухарский технологический институт, где одновременно стал работать сначала лаборантом, потом ассистентом, а затем и преподавателем. Защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Тепловые двигатели».

Несмотря на то, что защита кандидатской  диссертации прошла блестяще, неожиданно возникли проблемы, да еще какие!

Тема исследования Умера Абдулгазиса напрямую касалась эксплуатации дизельных двигателей средней мощности в условиях Среднеазиатского региона,  а проще сказать – танковых двигателей.

Проведенные им  исследования наглядно доказали, что заявленный Ярославским моторным заводом моторесурс в 8 тысяч автомобиле-часов завышен в 4 раза.

Нельзя сказать, что для Ярославского завода  такой вывод был катастрофой, но пощечиной оказался звонкой. Реакция последовала незамедлительно. В качестве «черного оппонента» был назначен один из ведущих работников НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный институт), который и написал разгромное заключение.

Дальнейшее «Хождение по мукам» — это тема отдельного, не то что очерка, а может быть и книги, где было все: подлость и благородство, удары в спину и помощь действительно порядочных людей. Думаю, что любой человек, оказавшись на месте Умера Абдуллаевича, сдался бы. Ему совершенно искренне советовали, что в этой ситуации «стенку лбом не прошибешь, смени тему» и т. д. Безусловно, эти люди были правы.

Вопреки всему Умер не сдавался. Он сумел убедить многочисленные комиссии (а делать это пришлось 6 раз) в своей компетентности. Каждый раз, куда бы он не приезжал решать свою дальнейшую научную судьбу, его появление предварял кем-то распространяемый слух о завгаре из Средней Азии, который лезет не в свои сани! Только после его выступлений, блестящих ответов на самые каверзные вопросы, все понимали – перед ними настоящий Ученый. В итоге справедливость восторжествовала, и ему, наконец, был вручен многострадальный диплом кандидата технических наук.

Казалось бы, что он и так уже «прыгнул выше головы», но нет, поступает в очную докторантуру при кафедре «Двигатели внутреннего сгорания» Харьковского политехнического университета, по окончании которой успешно защищает докторскую диссертацию. Просматривая материалы защиты, я подумал о том, как тесен мир. Дело в том, что оппонентом Умера Абдулгазиса на защите был мой педагог в Киевском автодорожном институте Юрий Феодосьевич Гутаревич, сейчас профессор, член Академий Транспорта и Украины и России.

Надо сказать, что муки с кандидатской, его твердая позиция сделали его не только известным в научных кругах, но и создали ему имидж ученого, который может отстаивать свою позицию, что позитивно сказалось на защите докторской.

В этот период  кардинальные изменения произошли и в жизни его народа – крымские татары, точно так же вопреки, стали массово возвращаться на Родину. В декабре 1994 года перевез семью и Умер Абдулгазис.

В этот период все крымские татары, вне зависимости от своей прежней профессии, становились строителями. Умер не был исключением. Вместе с двумя  сыновьями, не беда, что они были еще пацанами, впрягся в работу.

Нужно было думать и о трудоустройстве. Первоначально казалось, что доктор технических наук будет востребован в любом техническом вузе Симферополя. Ан нет, в советское время бытовала шутка о том, что еврею отказывали в приеме на работу не потому, что у него в анкете написана  его национальность, а потому, что у него были родственники – пираты!

Вот из-за этих самых «пиратов» теперь стало невозможно устроиться на работу и ему, крымскому татарину. Как-то в газете он прочитал о том, Крымский инженерно-педагогический университет (есть, оказывается, такой) объявляет конкурс на вакансии профессорско-преподавательского состава.

Состоялась первая встреча с ректором Февзи Якубовым, далее символическое участие в конкурсе, и он становится профессором кафедры «Общетехнические дисциплины». Сейчас уже можно признать, что эта встреча была судьбоносной и для Умера Абдуллаевича и для университета. Февзи Якубович получил энергичного и, самое главное, компетентного помощника. Еще в Бухаре профессор Абдулгазис приобрел опыт  лицензирования новых инженерных специальностей, что оказалось чрезвычайно актуальным для молодого крымского вуза.

Главная беда тех первых лет – отсутствие помещений. Занятия проводили в   классах ПТУ, бывших детских садах… Автомобилист Абдулгазис нашел пристанище в симферопольском Автоучкомбинате, где директор Аркадий  Агранов пошел на встречу и разрешил проводить занятия.

Ситуация кардинально изменилась после переезда в здание бывшего военно-политического строительного училища. Вот тут было где развернуться. Несмотря на то, что институт задумывался, честно говоря, как педагогический, но наличие таких двух китов, как докторов технических наук  Февзи Якубов и Умер Абдулгазис, сразу обозначил крен в сторону инженерии. Можно прямо сказать, что профессор Абдулгазис выступил локомотивом в открытии и лицензировании специальности «Профессиональное образование», на базе которой вскоре стали открываться кафедры: «Автомобили и автомобильное хозяйство», «Охрана труда», «Технология швейных изделий», «Сварочное производство». Постепенно стала появляться своя материальная база, налаживались партнерские отношения  с  симферопольскими промышленными и транспортными предприятиями.

Не заметить административную жилку  профессора Абдулгазиса было невозможно, и Февзи Якубов назначил его на должность первого проректора уже Крымского инженерно-педагогического университета. Примечательно, что созданную им кафедру эксплуатации и ремонта автомобилей Умер Абдуллаевич не покинул.

В этот период хождения во власть он проводит сложное преобразование университета, развернув на его базе 8 факультетов!

Любая административная работа, поверьте мне по собственному опыту, — враг науке! Ученый до мозга костей, Умер Абдулгазис добровольно оставил высокий административный пост и вновь сосредоточился на работе кафедры. Пишет научные статьи, которых уже порядка 280, выпустил с десяток монографий. Под его руководством уже три выпускника университета стали кандидатами технических наук, многие студенты — лауреатами  и победителями различных конкурсов.

На сегодня Умер Абдулгазис имеет почетные звания «Заслуженный деятель науки и техники автономной Республики Крым», «Заслуженный работник образования Украины», и вот теперь пришло признание научного мира России.

Владимир ПОЛЯКОВ, доктор исторических наук

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65