Февзи АЛИЕВ, композитор
Несколько раз прочитал статью «Крымскотатарский музыкальный инструментарий в контексте музыкальных культур исламской Азии и культур окружающих народов» кандидата искусствоведения, ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания Московской государственной консерватории им. П.Чайковского Маргариты Есиповой, напечатанную в «Голосе Крыма», №6—8 2023 г. Исследование мне очень понравилось.
В своей статье автор отмечает: «В 2001 году композитором и музыкальным деятелем Февзи Алиевым создана большая Антология крымскотатарской вокальной музыки (1000 образцов вокального народного творчества крымских татар, татар, проживающих в Румынии, крымских караимов, цыган, крымчаков и урумов, военные песни времен Крымского ханства)».
Не только вокальной, а также народных инструментальных произведений. Название этой книги в Примечаниях напечатано правильно: «Алиев Ф.М. «Антология крымской народной музыки» (собиратель, составитель, автор Ф.М. Алиев, г. Симферополь, 2001).
В статье читаем: «Ф. Алиев отмечает, что дольше всех удержались давул и даре, но и они потеряли свою популярность, и в период с 1975 по 1982 гг. полностью исчезли из народных свадебных ансамблей».
Я хорошо помню тот период, потому что на протяжении более полувека сам играл на крымскотатарских свадьбах. И могу отметить, что давул и даре вытеснила «европейская ударная установка». Это было веление времени и ситуации. Приблизительно с 1950-х годов на крымскотатарских свадьбах вошли в моду так называемые «общие танцы» (умумий оюнлар), в которых принимали участие почти все приглашенные.
Возникает вопрос: «Какую музыку исполняли музыканты для общих танцев?» Специального репертуара не было: исполнялись в то время вальсы, танго, фокстрот, которых у крымских татар еще не было, несколько позже техно-рэп и т.д. Самые первые крымскотатарские музыкальные произведения для общих танцев в те годы были созданы мной.
В своем исследовании Маргарита Есипова задается вопросом: «Откуда пришла скрипка в Крым? Однозначного ответа пока нет, можно предположить, что из Италии?».
Но я беру на себя смелость утверждать, что скрипка вошла в быт коренного народа Крыма в первой половине XIX века. Ее привезли из Турции крымские цыгане (чингене). Между Крымом и Турцией долгие века были самые тесные связи. Там почти все музыканты были цыгане. В 1994 году по приглашению турецкой стороны со своим ансамблем «Дестан» мы дали в разных дернеках (культурных центрах) множество концертов.
Кандидат искусствоведения Маргарита Есипова в своей статье упоминает имя великого музыканта: «Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков, слышавший в Бахчисарае в 1874 году игру ансамбля крымских цыган, отметил характерный ритмический (точнее – полиритмический) прием давула: «Меня поразили, между прочим, как бы случайные удары большого барабана не в такт, производившие удивительный эффект».
Н. Римский-Корсаков написал и такие строки: «Бахчисарай со своей длиннейшей улицей, лавками, кофейнями, выкриками продавцов, пением муэдзинов на минаретах, службою в мечетях и восточной музыкой произвел самое своеобразное впечатление.
Слушая бахчисарайских цыган-музыкантов, я впервые познакомился с восточной музыкой, что называется, в натуре, и полагаю, что схватил главные черты ее характера…».
Хотя Римский-Корсаков прямо не пишет, но ясно одно, что в своих восточных произведениях он использовал интонационные и ритмические обороты нашей музыки, которыми так восхищался.
Сюда можно отнести его симфонические произведения «Море», «Садко», «Шахерезада».
В статье Есиповой отмечается: «В Турции суфийские гимны иляхий исполнялись небольшой группой дервишей без инструментального сопровождения, но речетирование имен Аллаха исполнялось всеми присутствующими на радении с ритмическим сопровождением бубнов дайре, или бендир (а также малых литавр кюрдум и металлических тарелок халиле)».
У крымских татар во время исполнения религиозного жанра иляхийлер не принято использовать никаких музыкальных инструментов.
В дополнение поднятой темы хотел бы резюмировать свою мысль: на крымскотатарских свадьбах с 1950-х годов возникла необходимость создания современного репертуара для, так называемых «общих танцев». С 1960-х годов стал вопрос применения усилительной аппаратуры. С 1980 года народные ансамбли и музыканты стали использовать синтезаторы. С 2000 годов — саксофоны (альт или тенор).
Изменения коснулись и проведения крымскотатарских свадеб: в местах депортации свадьбы проводились во дворах на открытом воздухе, а сейчас, в Крыму, в основном в ресторанах.
Я искренне приветствую научный интерес Маргариты Есиповой к крымскотатарскому музыкальному инструментарию и выражаю благодарность за опубликованное исследование.