Благородная роль народного учительства
Высокий уровень образования нации, немалый процент поступающих сегодня в вузы крымскотатарских детей и их полная конкурентоспособность на образовательном поприще – результат самоотверженной борьбы и работы многих поколений общественно-политических и просвещенческих кругов крымских татар.
Развитие народов проходит неравномерно -отсюда цели и задачи, которые они ставят перед собой на различных этапах своего развития. Многое зависит от геополитического расклада, внутренней и внешней политики государств, в которых они проживают.
В крымскотатарском национальном движении последняя четверть XIX века ознаменовалась этапом борьбы за просвещение народа, которая продолжилась в начале XX века и не сходит с повестки до сегодняшнего дня. Изучая архивные материалы того периода, самоотверженную работу крымскотатарских деятелей, в основном учителей, живущих в постоянной нужде, но передающих детям самое ценное – знания, все больше убеждаешься в правоте великого поэта И. Некрасова, выразившего свое отношение к ним такими словами: «Учитель! Перед именем твоим, позволь смиренно преклонить колени!».
Из педагогической среды вышел и будущий депутат II Государственной Думы, редактор газеты «Ветан Хадими» Решид Медиев. О его авторитете среди учеников говорит хранящееся в архиве прошение родителей учащихся Армяно-Базарского татарского министерского училища на имя директора народных училищ Таврической губернии:
«Сегодня, 1 октября 1903 года, наш учитель Решид Медиев объявил нам, что уже больше он не состоит учителем Армяно-Базарского татарского министерского училища и переведен на таковую же должность в г. Карасубазар. На нашу же просьбу остаться учителем здесь, в Армянске, он ответил, что он этого сделать не может, так как начальство переводит его в Карасубазар для пользы службы. Решид Медиев был у нас очень желанным учителем: в короткий промежуток времени своей службы он завоевал всеобщую нашу симпатию. Даже сам уездный кадий, проживающий больше чем в ста верстах от Армянска, обратил внимание на него и определил своего сына в этом году учиться в Армяно-Базарское татарское министерское училище. Помимо своей прямой обязанности Решид Медиев являлся в продолжение своей двухлетней службы в Армянске незаменимым человеком в нашей темной, неграмотной жизни и никогда никому не отказывал ни в совете, ни в указаниях, за которыми мы часто к нему обращались. Отношения же наших детей были тоже безукоризненны: у нас часто бывали случаи, когда отец, не будучи в состоянии устоять против настоятельных слез своего сына, определял его к Медиеву. Скорбя о том, что от нас уходит такой учитель, мы сим прошением всепокорнейшее просим Ваше Превосходительство об оставлении Медиева на месте прежней службы его в Армянске.
Городской хатип Аедин Эфенди
Имам соборной мечети Джемиль эфенди Осман оглу
Родители учащихся:…»
Нелегок был труд учителя и не только в плане обучения и воспитания детей, учитель практически всегда был поднадзорной фигурой, и при обострении общественно-политических или межгосударственных отношений становился объектом контроля, преследования и нападок. Но об этом мы расскажем в другом материале.
Начиная с XX века движение просвещения среди крымских татар нарастало. Пробивая чиновничьи коридоры, оно делало резкий скачок в период революционных завоеваний, когда широкая народная инициатива получала возможность практического воплощения. Таким оказался период после февраля 1917 года, когда крымские татары использовали шанс самостоятельно сформировать институты национального самоуправления и уже на новом уровне принимать участие в государственной жизни. Дело народного просвещения находилось на острие национальной политики Временного Крымско-Мусульманского Исполнительного Комитета во главе с Номаном Челебиджиханом. Немало внимания уделялось и дошкольному воспитанию. Так, в августе 1917 года Мусульманский исполком обратился с письмом к Симферопольской, Ялтинской, Феодосийской, Евпаторийской, Перекопской уездным земским управам с предложениями такого содержания: «Видя крайнюю нужду и пагубное последствие в заброшенности воспитания детей дошкольного возраста, просим Земскую Управу обратить на это серьезное внимание и открыть с этой осени хотя бы несколько детских садов в центральных местах: Дерекой и Алупке.
В настоящее время в Симферополе Исполнительным Комитетом открыты краткосрочные курсы по подготовке помощниц руководительниц детских садов. Таким образом, к 1 сентября с.г. у нас будет семь помощниц. Требуется как можно скорее снять помещение 4 комнаты с залой для игр, кухней и садиком или огородом; надо оборудовать, пригласить руководителей детских садов с помощницей и обеспечить все это средствами. Руководительница будет инструкторшей, а главной исполнительницей и переводчицей будет помощница, так как руководительница не знает татарского языка.
Нужно также создать Комиссию по переводу литературы для детского сада и библиотеки для начальной школы. Если земство Симферопольского, Ялтинского, Феодосийского, Евпаторийского и Перекопского уездов возьмет на себя обязанность содержать одного сотрудника для переводов, то из этих переводчиков всех уездов составится комиссия, достаточная для этой цели. Местонахождение комиссии желательно в Симферополе.
Исполнительный Комитет берет на себя обязанность подыскать подходящих людей, как для переводной комиссии, так и для детского сада. Комитет, уверенный в готовности земства идти навстречу неотложным нуждам народа, ждет желательного ответа в самом коротком времени».
Большой резонанс имело выступление народного учителя Х.А.Тынчерова в губернском земском собрании, опубликованное по частям в местной прессе. Доступную его часть мы приведем полностью.
Доклад члена Таврической губернской земской управы Х.А.Тынчерова Чрезвычайному губернскому земскому собранию по народному образованию среди мусульманского населения Крыма
Во время революции по всей земле великой России раскинуты красные знамена с лозунгами: свобода, братство, равенство и справедливость. Эти великие лозунги дороги и неоценимо хороши, но они могли войти в жизнь лишь при том условии, если все народности, входящие в состав России, будут удовлетворены в ближайшее время в своих законных требованиях.
Однако, чтобы разумно воспользоваться плодами провозглашенной законом революции свободы, каждой отдельной народности России необходимо быть политически воспитанной и граждански образованной.
К великому сожалению, ни политического воспитания, ни образования в татарской среде Крыма нет, да это вполне естественно, ибо до сего времени просветительными учреждениями для крымских татар служили: конфессиональные мектебе и медресе, русско-татарские училища и татарская учительская школа, о полной негодности которых категорически высказался съезд учащихся Таврической губернии, бывший 25 августа 1908 года при губернском земстве.
Лица, интересующиеся ближе положением этих учебных заведений, найдут в трудах съезда всесторонние сведения; здесь же я ограничусь краткими указаниями. Мектебе и медресе – остатки типа школ со схоластическими приемами образования, главным образом магометанского вероучения на арабском языке, и со дня присоединения Крыма они не были подвергнуты никаким изменениям и, будучи в первобытном состоянии, продолжают жалкое свое существование.
Находясь официально в ведении Магометанского Духовного Правления, мектебе и медресе практически никакой связи с Духовным Правлением не имели. Духовное Правление ограничивало свою деятельность по отношению к мектебе и медресе только производством испытаний на звание учителя и назначением учителей с разрешения губернатора в эти школы, а во всем остальном Духовное Правление игнорировало свои школы, совершенно не интересуясь их судьбой, что и вполне понятно, ибо глава Магометанского Духовного Правления – муфтий назначался царским приказом в целях умаления национального достоинства крымских мусульман – как лиц абсолютно неграмотных и невежественных.
Учителями мектебе и медресе состоят бывшие сохты – ученики этих же медресе. Они, сознавая полную неподготовленность свою к педагогической работе, стремились к свету, к сознанию, но к их голосу никто не прислушивался, и эти бедные учителя, томившиеся в сырых, темных и низких помещениях, нравственно и физически страдали, а вместе с ними страдали и болели их невинные питомцы. Да, эти мектебе и медресе забыты и заброшены и обществом и нашими крымскими земствами. Русско-татарские училища и татарская учительская школа, основанная на обрусительных началах, несмотря на долгое существование – почти полвека, не пользуются доверием и любовью и, не имея никакого авторитета, были только терпимы в глазах татарского населения.
Для иллюстрации укажу на один конкретный пример в большой татарской деревне Озенбаш, Ялтинского уезда, где насчитывается около 1000 дворов, существует издавна министерская русско-татарская школа, которая за первые 20-25 лет своего существования не дала ни одного выпуска.
О татарской учительской школе Временный исполнительный комитет крымских мусульман в своем докладе министру народного просвещения о реформе этой школы пишет: «Симферопольская татарская учительская школа, как совершенно отжившее учебное заведение во всем своем объеме, подлежит немедленной реформе; оставить эту школу в первобытном состоянии – равносильно умалению гражданских прав крымских мусульман свободной России».
В таком положении находится дело просвещения крымских мусульман и в связи с этим еще хуже их экономическое состояние, которое сведено на нет. Итак, с какой бы стороны мы не заглянули в жизнь крымских татар – замечаются одни теневые стороны, светлых, розовых сторон нет. В результате такого гнетущего положения крымских татар в местных печатных органах периодически появлялись статьи под заглавием: «Вымирание крымских татар».
Это те татары, которые, несмотря на их грубое порабощение, остались верными сынами Родины, это те татары, у которых беспощадно отняты земли, пользуясь их косностью; это те татары, которые в свое время славились именами джигитов-героев, а теперь обречены на гибель!
На это явление нельзя смотреть равнодушно, и мыслящий элемент крымских татар, лишенный возможности при старом деспотическом строе предпринять меры к улучшению быта своих собратьев, с болью в душе ждал настоящей гражданской свободы. Так было при старом строе, не должно быть так в свободной России.
И теперь, когда предрешается вопрос о культурно-просветительной автономии отдельных народностей свободной России, дело образования крымских татар является делом серьезным и вместе с тем неотложным. Немедленный подъем образования и экономического состояния среди татарского населения Крыма есть залог счастья и благоденствия этого народа, а потому первым девизом момента для крымских татар служит «Оку», то есть образование.
И вот благодаря законам революции, за все время существования Таврического губернского земства, впервые переступил порог этого свободного народного учреждения и представитель крымских мусульман, и в лице его вы, господа гласные, обновленного свободного земского собрания, слышите голос этого народа.
При распределении занятий между членами управы губернского земства на мою долю, между прочим, выпало народное образование среди мусульманского населения Крыма. Обозревая труды Таврического губернского земства в части, касающейся образования крымских мусульман, я нашел весьма незначительные слабые признаки деятельности, выражаясь откровенно, вопросу образования крымских мусульман в трудах губернского земства соответствует весьма слабое место.
Невольно принужден обратить внимание собрания на деятельность Уфимского и Оренбургского губернских земств, хотя и молодых в сравнении с нашими крымскими земствами, по вопросам образования так называемых инородцев.
Совершенно в другой плоскости происходит работа указанных земств по образованию инородцев, и путь, избранный ими, в этом отношении достоин подражания. Как говорится в докладах инородческого подотдела Оренбургской губернской земской управы – 4-му очередному земскому собранию, что 1-е очередное губернское земское собрание признало рациональным следующие меры по образованию инородцев и поручило управе их осуществить:
- Разработать программу для начальной и двухклассной инородческих школ в соответствии с резолюцией общеземского съезда по народному образованию.
- Просмотреть существующие учебники и руководства для инородческих школ и изыскать способы к изданию новых учебников.
- Ходатайствовать перед Министерством народного просвещения об открытии в городе Оренбурге двух татарских учительских семинарий – мужской и женской.
- Начать подготовку учительского персонала путем краткосрочных курсов.
- Рекомендовать уездным земствам выписывать книги на родном языке населения при комплектовании ими ученических библиотек при училищах.
По внешкольному образованию губернское земство признало, что постановка дела внешкольного образования в местностях с инородческим населением должна быть приспособлена к его нуждам и особенностям, для чего губернскому земству надлежит:
- В библиотеках для инородцев иметь книги на родных языках наряду с русскими книгами для населения, владеющего русским языком.
- В качестве лекторов на курсы и чтения приглашать лиц, знающих местные языки.
- Заведывание учреждениями внешкольного образования поручить лицам, знающим местный язык, и по возможности из среды инородческого населения.
- Для правильной организации дела внешкольного образования учредить при губернской земской управе комиссию с представителями инородцев, которая могла бы заняться просмотром образцовой литературы на родном языке, составлением рекомендательного каталога по этой литературе и указателей учебников и учебных руководств.
- Организовать при проектируемых книжном складе губернского земства и его филиальных отделениях продажу книг на инородческих языках.
- Сформировать при отделе народного образования библиотеку образцов литературы на языках местных инородцев.
- Для заведывания делом инородческого образования пригласить особое лицо, знающее наречие преобладающей части инородческого населения.
После горячих дебатов земское собрание приняло положения об образовании при губернской земской управе особого отдела по образованию крымских татар, о командировании в Москву в университет Шанявского крымскотатарских юношей на курсы по внешкольному и библиотечному делу, об организации при управе временных педагогических курсов для подготовки татарских учителей к преподавательской деятельности».
В Крымском госархиве имеется список образцовых начальных мектебов, открытых Временным Крымско-Мусульманским Исполнительным Комитетом в Симферопольском уезде, а также их учителей. Приведем их здесь:
Дуванкой – учителя Мустафа Нури Эфенди Юнус, Сеитбекир Эфенди Аджи Сеит Мемет;
Улукуль – Билял Фейзулла Эфенди Амет, Юнус Ильми Эфенди Абдуль Джемиль;
Албат – Афуз Ибраим Эфенди Муждаба, Шерфедин Эфенди Зинедин;
Бий-Эли – Абдулла Эфенди Абдуль Алим;
Агачь Эли – Абдуль-Лятиф Эфенди Шериф, Абдуль Керим Эфенди Бурнашев;
Баксан – Абдулла-Эфенди-Али, Аджире дочь Сулеймана;
Чокурча – Мамут Эфенди Абдуль Гафар, Эмир Усеин Эфенди Сейдамет.
Образование и война
Начавшаяся гражданская война тормозила реализацию принятых решений, но остановить процесс уже не могла.
30 мая 1918 года Таврическая губернская земская управа представила доклад Таврическому губернскому земскому собранию о постоянных педагогических курсах для подготовки преподавателей на родном языке для татарских национальных школ.
Как отмечалось в документе, «забота уездных крымских земств по просвещению татар ограничивалась одним лишь школьным образованием и в этом отношении в сравнении с другими народностями Крыма для мусульман сделано очень немного. Так, в 1917/18 учебном году в пяти крымских уездах из 453 земских начальных школ земско-татарских было всего 51.
При нормальном развитии земской просветительской работы и равномерном распространении начального образования среди различных групп населения татары, составляющие одну треть населения, должны были иметь не 51, а 151 земско-татарскую школу».
По замыслу организаторов Татарские педагогические курсы должны были представлять учебное заведение, имеющее целью пополнение общего и предоставление специального педагогического образования лицам обоего пола из мусульман не моложе 15 лет и не старше 30 лет, желающих посвятить себя преподавательской деятельности в национальных школах.
Преподавание на курсах предполагалось вести на русском и крымскотатарском языках на бесплатной основе в течение двух лет. Общественность призывалась учреждать стипендии в целях материального обеспечения слушателей.
При курсах для практических занятий должны были иметься: начальная татарская школа, библиотека, школьно-педагогический музей, кабинет учебных пособий и, в случае надобности, открываться другие учебно-вспомогательные учреждения.
В Крыму, несмотря на часто сменяемую власть в период гражданской войны, удалось заложить фундаментальные основы для дальнейшего образования населения полуострова. Даже открытие университета совпало с этим временем. Впереди предстояло полностью ликвидировать неграмотность и идти в ногу с научно-техническим прогрессом. Крымскотатарский народ, пройдя все испытания, пережив ужасы депортации, смог сделать качественный шаг в деле образования. Использовав исторический шанс, его деятели создали «татарский» университет — КИПУ, который готовит научные и педагогические кадры. Крымскотатарские дети становятся достойными учениками лучших школ Крыма и студентами самых престижных факультетов известных университетов мира. Чем дальше мы будем стремиться к прогрессу, тем крепче должна быть наша память и благодарность тем, кто посвящал себя делу народного просвещения.
comments powered by HyperComments