Политика насильственных переселений (депортаций) целых народов, осуществлявшаяся в 40-е годы прошлого века, печально отразилась на судьбе целого ряда национальностей бывшего Советского Союза. На протяжении 1943-1944 годов из родных мест были депортированы карачаевцы, балкарцы, калмыки, чеченцы, ингуши, крымские татары, турки-месхетинцы. Еще раньше, в 1941 году, депортации подверглись немцы, проживавшие в Поволжье и в Крыму, а летом 1944 года с полуострова было выселено армянское, болгарское и греческое население. Раны прошлого поныне дают знать о себе, особенно в связи с тем, что и сегодня, по прошествии более 70 лет со времени тех трагических событий, находятся те, кто пытается под разными предлогами оправдать эти преступные и бесчеловечные действия.
Карачаево-черкесская инициатива
23 июня депутаты Народного собрания Карачаево-Черкесской Республики (КЧР) приняли решение обратиться с новой законодательной инициативой в Государственную Думу Российской Федерации. Региональный парламент предлагает федеральным законодателям внести в Уголовный кодекс РФ изменения, законодательно закрепляющие уголовную ответственность за открытое одобрение и отрицание репрессий по национальному признаку, за оправдание геноцида любого народа.
«В сознании каждого человека в отдельности и общества в целом не может быть иной мысли, кроме той, что репрессии по этническому признаку – это преступление, не допустимое ни в прошлом, ни в настоящем, ни в будущем.
Память с особой горечью возвращает нас в трагические годы сталинских репрессий. Беззаконие и произвол не обошли стороной ни один народ. Допущенные в прошлом массовые аресты, лагерное мученичество, обездоленные женщины, старики и дети в переселенческих зонах продолжают взывать к нашей совести, оскорбляют нравственное чувство. Об этом забыть нельзя.
Таким образом, практика насильственного переселения целых народов является тяжелейшим преступлением, противоречащим основам международного права.
При этом во внесении такой поправки в УК РФ будут заинтересованы представители любого этноса или этнической группы, проживающей на территории России, а не только репрессированные народы. Вспомним, что подобная практика в мире уже имеется. В частности, в законодательстве многих европейских стран установлена ответственность за отрицание холокоста в годы Второй мировой войны», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Что предлагается
Согласно тексту законопроекта, Уголовный кодекс РФ должен быть дополнен статьей 128.2, предусматривающей, что «публичное отрицание, оправдание, одобрение и (или) преуменьшение масштабов совершенных политических репрессий, в том числе насильственного переселения (депортации) по этническому принципу, выраженное на собрании, ином публичном мероприятии с целью защиты тех, кто совершал эти преступления, или же с целью выражения солидарности с ними — наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов».
В случае же, если подобное деяние будет совершено с помощью средств массовой информации, то оно должно наказываться «штрафом в размере до двух миллионов рублей или лишением свободы на срок до трех лет».
Как отмечает один из авторов законопроекта, зампред парламента КЧР Руслан Хабов, политика произвола и беззакония, практиковавшаяся в годы советской власти на государственном уровне по отношению к некоторым народам, являлась противоправной, оскорбляла достоинство не только репрессированных, но и всех других народов страны.
«Впоследствии ошибки были признаны и исправлены, но сегодня у нас находятся отдельные историки, будем так говорить лжеисторики, на федеральном и местечковом уровне, которые стараются исказить историю и Великой Отечественной войны и страны в целом, а такие ужасные факты, как репрессии по этническим признакам, политическим убеждениям, стараются оправдать, утверждая, что это было необходимо», — сказал Руслан Хабов.
О перспективах
Пока нельзя сказать, будет ли инициатива парламента КЧР поддержана в Госдуме. Однозначно, это предложение не придется по вкусу коммунистам. Решение в любом случае будет принимать уже следующий состав Думы, избранный на выборах 18 сентября. При этом следует заметить, что подобного содержания законопроект уже вносился в Думу Народным собранием КЧР в 2013 году. Однако тогда дело так и не дошло до рассмотрения документа в сессионном зале нижней палаты российского парламента. Законопроект вернули обратно «в связи с несоблюдением требований Регламента Государственной Думы». В любом случае судьба законопроекта во многом будет зависеть от того, поддержат ли его федеральное правительство и Верховный суд России.
Справка. Карачаево-Черкесская Республика находится в северо-западной части Кавказа. Столица — г.Черкесск. Население — 477,9 тыс.чел.(2010г.). 40,7% населения составляют карачаевцы, 31,4% русские, 11,8% черкесы, 7,7% абазины, 3,3% ногайцы.
Карачаевцы являются тюркоязычным народом. 2 ноября 1943 года карачаевцы по решению советских властей были насильственно выселены в Казахскую и Киргизскую ССР, а Карачаевская автономная область была ликвидирована. Ее земли были поделены между Грузией и Ставропольским краем. В 1957 году карачаевцы были частично реабилитированы и вернулись на родину. Полная реабилитация народа наступила в 1991 году.
comments powered by HyperComments