Курс валют USD 0 EUR 0

Шевкет Мамутов — артист, чье имя живет в народном танце

Комментариев: 0
Просмотров: 168

 

Пожелтевшие от времени афиши концертов татарского ансамбля и фотографии, запечатлевшие экспрессию и задор Чобан оюны, Явлук оюны, Хайтармы и Лезгинки, хранят память о талантливом артисте и танцоре Шевкете Мамутове, столетний юбилей со дня рождения которого общественность отметила на минувшей неделе в стенах Республиканской крымскотатарской библиотеки им. И.Гаспринского, на вечере народного танца «Шевкет Мамутовнынъ сёнмейджек шаны» («Немеркнущее имя Шевкета Мамутова»).

Ныне раритетные свидетельства развития крымскотатарского хореографического искусства представляют для потомков особую ценность – материальную, но не менее важной составляющей данного наследия являются воспоминания тех, кто бок о бок годами жил и трудился вместе с легендарными и талантливыми людьми. Коллеги, родные и друзья, потомки улусалынцев, откуда родом был известный танцор  Шевкет Мамутов, собрались в этот январский день отметить юбилей кумира многих поколений зрителей.

Кто бы ни писал, ни говорил о корифеях крымскотатарского танца, обязательно упомянет имя Шевкета Мамутова, оставившего свой след в национальном хореографическом искусстве, — подчеркнула, выступая перед собравшимися, заместитель директора  Крымскотатарской библиотеки Лейля Кадырова.

С внучкой Майре Люмановой, ныне известной как художник, дизайнер крымскотатарской национальной одежды

 

О жизненном пути и творческом становлении  артиста и танцора рассказала ведущая вечера Эльмаз Велиева. Она  зачитала отрывок из первого номера газеты «Ленин байрагъы» («Ленинское знамя»), в котором Решид Мурад описал концерт крымскотатарского ансамбля, покорившего зрителей артистизмом и талантливым исполнением.

Судьба мальчишки из многодетной семьи, раскулаченной и сосланной на Урал, но спустя некоторое время сумевшей вернуться в Крым, была не из легких. С детства увлеченный музыкой, он научился мастерить скрипки и играть на них. В клубе народного творчества «Промкооперация» занимался танцами у самого Усеина Баккала, и вскоре стал солистом Крымского государственного ансамбля песни и пляски крымских татар. В годы гитлеровской оккупации танцоры Шевкет Мамутов и Рефат Асанов,  рискуя в любую минуту быть схваченными, продав вино, украденное с Массандровского винсовхоза и купив на вырученные деньги зерно в Симферополе, на рынке у нынешнего парка Тренева, переправили его в лес партизанам, — поделилась воспоминаниями об отце и его товарище Наджие Мамутова. Она рассказала также о  сохранившейся в семейном архиве фотографии, на которой ее отец у могилы любимого в народе танцора Хайри Эмир-заде в Баку, а присутствовавший на мероприятии артист Расим Юнусов дополнил, что этот снимок был сделан им в 1961 году во время гастролей «Хайтармы» по Кавказу.

«Моя юность прошла в ансамбле «Хайтарма», и мы, мое поколение артистов ансамбля, тогда не осознавали, с какими личностями и талантами  работаем рядом.  И среди них особое место занимает Шевкет Мамутов, — отметил в своем выступлении Расим Юнусов. — Я не помню его злым или раздраженным, это был человек с очень тонким юмором, улыбчивый и открытый. Я счастлив и благодарен судьбе за подаренные годы общения с ним и честь выступать на одной сцене. Многое сегодня анализируя и оценивая, задумываюсь, а как бы поступил он, что сказал бы?».

В кавказских танцах музыканты за ним не поспевали

 

Ленияр Якубова, работавшая в «Хайтарме» артисткой балета, конферансье,    назвала имена трех ярких танцоров ансамбля, которые, каждый по-своему, были неподражаемы — это Шевкет Мамутов, Аким Джемилев и Рефат Асанов, чего, по ее мнению, к сожалению, не скажешь о современных артистах. Отсутствие профессиональной школы не дает в полной мере развиваться крымскотатарскому хореографическому искусству. В свое время, из-за материальных и технических сложностей, не удалось записать на аудио- и видеопленки многие концерты и хореографические постановки, сохранить записи, которые сегодня составили бы золотой фонд национального искусства, — считает она.

Композитор и исполнитель Февзи Алиев вспомнил  гастрольную поездку в качестве аккордеониста с ансамблем «Хайтарма» по городам вдоль берегов Волги и особую эмоциональную выразительность танцев, исполняемых Шевкетом Мамутовым. Балетмейстер Мунир Аблаев отметил, что следующее поколение танцоров «Хайтармы» старалось перенять у таких корифеев, как Усеин Баккал, Аким Джемилев, Шевкет Мамутов, все тонкости крымскотатарского танца. Он привел в пример, как в годы учебы в Ташкентском институте культуры  студентам преподавали дважды в неделю Образцы узбекского танца,  на которых оттачивалось мастерство исполнения и характерные движения «Тановар», «Дильхроч» и других,  и каждый выпускник владел техникой их исполнения. Открытие хореографического отделения или колледжа при вузе дало бы новый импульс, подняло национальное искусство на новый уровень, и такие основные  танцы крымских татар, как Агъыр ава ве хайтарма, Тым-Тым,  Явлукъ оюны, Чобан оюны, составляющие классику его хореографической культуры, преподавались как Образцы крымскотатарского танца.

Дети Шевкета Мамутова – Риза и Фатиме Мамутовы, делясь своими воспоминаниями об отце, отмечали его музыкальность, игру на скрипке и хорошие вокальные данные. По их словам, имена многих достойных исполнителей, работавших вместе с их отцом, незаслуженно забыты, среди них Рефат Челебиев, Энвер Алиев, Рефат Асанов. Нельзя предать забвению тех, кто не позволил исчезнуть крымскотатарскому искусству.

Присутствовавшие на мероприятии родные, улусаланцы и поклонники таланта Шевкета Мамутова подчеркивали  не только его легкость в танце, но и в общении с людьми любого возраста, профессии и ранга.  Вечер по праву стал вечером народного танца, благодаря юным воспитанникам ансамбля «Теселли» (рук. Мунир Аблаев), исполнившим  крымскотатарские танцы.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65