Пожелтевшие от времени афиши концертов татарского ансамбля и фотографии, запечатлевшие экспрессию и задор Чобан оюны, Явлук оюны, Хайтармы и Лезгинки, хранят память о талантливом артисте и танцоре Шевкете Мамутове, столетний юбилей со дня рождения которого общественность отметила на минувшей неделе в стенах Республиканской крымскотатарской библиотеки им. И.Гаспринского, на вечере народного танца «Шевкет Мамутовнынъ сёнмейджек шаны» («Немеркнущее имя Шевкета Мамутова»).
Ныне раритетные свидетельства развития крымскотатарского хореографического искусства представляют для потомков особую ценность – материальную, но не менее важной составляющей данного наследия являются воспоминания тех, кто бок о бок годами жил и трудился вместе с легендарными и талантливыми людьми. Коллеги, родные и друзья, потомки улусалынцев, откуда родом был известный танцор Шевкет Мамутов, собрались в этот январский день отметить юбилей кумира многих поколений зрителей.
Кто бы ни писал, ни говорил о корифеях крымскотатарского танца, обязательно упомянет имя Шевкета Мамутова, оставившего свой след в национальном хореографическом искусстве, — подчеркнула, выступая перед собравшимися, заместитель директора Крымскотатарской библиотеки Лейля Кадырова.
С внучкой Майре Люмановой, ныне известной как художник, дизайнер крымскотатарской национальной одежды
О жизненном пути и творческом становлении артиста и танцора рассказала ведущая вечера Эльмаз Велиева. Она зачитала отрывок из первого номера газеты «Ленин байрагъы» («Ленинское знамя»), в котором Решид Мурад описал концерт крымскотатарского ансамбля, покорившего зрителей артистизмом и талантливым исполнением.
Судьба мальчишки из многодетной семьи, раскулаченной и сосланной на Урал, но спустя некоторое время сумевшей вернуться в Крым, была не из легких. С детства увлеченный музыкой, он научился мастерить скрипки и играть на них. В клубе народного творчества «Промкооперация» занимался танцами у самого Усеина Баккала, и вскоре стал солистом Крымского государственного ансамбля песни и пляски крымских татар. В годы гитлеровской оккупации танцоры Шевкет Мамутов и Рефат Асанов, рискуя в любую минуту быть схваченными, продав вино, украденное с Массандровского винсовхоза и купив на вырученные деньги зерно в Симферополе, на рынке у нынешнего парка Тренева, переправили его в лес партизанам, — поделилась воспоминаниями об отце и его товарище Наджие Мамутова. Она рассказала также о сохранившейся в семейном архиве фотографии, на которой ее отец у могилы любимого в народе танцора Хайри Эмир-заде в Баку, а присутствовавший на мероприятии артист Расим Юнусов дополнил, что этот снимок был сделан им в 1961 году во время гастролей «Хайтармы» по Кавказу.
«Моя юность прошла в ансамбле «Хайтарма», и мы, мое поколение артистов ансамбля, тогда не осознавали, с какими личностями и талантами работаем рядом. И среди них особое место занимает Шевкет Мамутов, — отметил в своем выступлении Расим Юнусов. — Я не помню его злым или раздраженным, это был человек с очень тонким юмором, улыбчивый и открытый. Я счастлив и благодарен судьбе за подаренные годы общения с ним и честь выступать на одной сцене. Многое сегодня анализируя и оценивая, задумываюсь, а как бы поступил он, что сказал бы?».
В кавказских танцах музыканты за ним не поспевали
Ленияр Якубова, работавшая в «Хайтарме» артисткой балета, конферансье, назвала имена трех ярких танцоров ансамбля, которые, каждый по-своему, были неподражаемы — это Шевкет Мамутов, Аким Джемилев и Рефат Асанов, чего, по ее мнению, к сожалению, не скажешь о современных артистах. Отсутствие профессиональной школы не дает в полной мере развиваться крымскотатарскому хореографическому искусству. В свое время, из-за материальных и технических сложностей, не удалось записать на аудио- и видеопленки многие концерты и хореографические постановки, сохранить записи, которые сегодня составили бы золотой фонд национального искусства, — считает она.
Композитор и исполнитель Февзи Алиев вспомнил гастрольную поездку в качестве аккордеониста с ансамблем «Хайтарма» по городам вдоль берегов Волги и особую эмоциональную выразительность танцев, исполняемых Шевкетом Мамутовым. Балетмейстер Мунир Аблаев отметил, что следующее поколение танцоров «Хайтармы» старалось перенять у таких корифеев, как Усеин Баккал, Аким Джемилев, Шевкет Мамутов, все тонкости крымскотатарского танца. Он привел в пример, как в годы учебы в Ташкентском институте культуры студентам преподавали дважды в неделю Образцы узбекского танца, на которых оттачивалось мастерство исполнения и характерные движения «Тановар», «Дильхроч» и других, и каждый выпускник владел техникой их исполнения. Открытие хореографического отделения или колледжа при вузе дало бы новый импульс, подняло национальное искусство на новый уровень, и такие основные танцы крымских татар, как Агъыр ава ве хайтарма, Тым-Тым, Явлукъ оюны, Чобан оюны, составляющие классику его хореографической культуры, преподавались как Образцы крымскотатарского танца.
Дети Шевкета Мамутова – Риза и Фатиме Мамутовы, делясь своими воспоминаниями об отце, отмечали его музыкальность, игру на скрипке и хорошие вокальные данные. По их словам, имена многих достойных исполнителей, работавших вместе с их отцом, незаслуженно забыты, среди них Рефат Челебиев, Энвер Алиев, Рефат Асанов. Нельзя предать забвению тех, кто не позволил исчезнуть крымскотатарскому искусству.
Присутствовавшие на мероприятии родные, улусаланцы и поклонники таланта Шевкета Мамутова подчеркивали не только его легкость в танце, но и в общении с людьми любого возраста, профессии и ранга. Вечер по праву стал вечером народного танца, благодаря юным воспитанникам ансамбля «Теселли» (рук. Мунир Аблаев), исполнившим крымскотатарские танцы.
comments powered by HyperComments