Курс валют USD 0 EUR 0

Шевкет Юнусов: Часть народа, которая не представляет своей жизни без литературы, соизмеряет ее с отсутствием хлеба насущного

Комментариев: 0
Просмотров: 1 543

 

Будущее крымскотатарской литературы волнует, будоражит, щемяще отзываясь в душах мыслящих людей, ибо литература — часть души народной, литература — искра в глазах народа, литературное слово наряду с материнским молоком питает детей народа, прививая любовь к родному языку, к Родине, к родному народу, популяризируя общечеловеческие ценности, воспитывая лучшие качества, призывая к разумному, доброму, светлому.

О современной крымскотатарской литературе мы поговорили с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры крымскотатарской филологии КФУ им. В.Вернадского Шевкетом Юнусовым.

шевкет юнусов

 

— Какое место занимает крымскотатарская литература в жизни народа сегодня?

— Как известно, сложнее осветить вопрос, ответ на который очевиден. Часть народа, которая не представляет своей жизни без прочтения литературы, хотя бы периодической, соизмеряет ее с отсутствием хлеба насущного. Духовная составляющая помогает человеку пребывать в состоянии раздумий, поиска ответа на животрепещущие вопросы времени, участвовать в заочной дискуссии на ту или иную тему. Наиболее продвинутые представители читающей аудитории, являясь генераторами идей, составляют интеллектуальную элиту нации. Предлагая оригинальные идеи, свежие мысли, они иногда цитируют признанных художников слова, проецируя видения конкретных писателей на современные проблемы, тем самым сознательно или бессознательно настраивая потенциального читателя на его прочтение. Для большинства нашего народа родная литература как была чем-то несущественным, необязательным, такой она и осталась. Многие, в лучшем случае, смогут назвать имена лишь нескольких поэтов или писателей, не будучи в состоянии подискутировать о концепции, выдвигаемой автором того или иного произведения. Поэтому, говоря о роли крымскотатарской литературы сегодня, невольно приходится дифференцировать народ на читающих и нечитающих.

 — Какова, на ваш взгляд, ситуация с детской литературой? Малышам и детям постарше просто нечего предложить. Что делать?

— Как не парадоксально, детская литература, думается, наиболее интенсивно развивающаяся сфера нашей словесности посредством национальных СМИ. Я бы не был столь категоричен в оценке сегодняшней нашей детской литературы. Почитайте сочные стихи и рассказы Нузета Умерова, сборник детских сказок «Акъыллы кирпинен айнеджи тильки» («Умный еж и хитрая лиса»), «Къырымтатар бала эдебиятынынъ хрестоматиясы» («Хрестоматия по крымскотатарской детской литературе»), прекрасные переводы произведений Корнея Чуковского «Мойдодыр»и «Муха Цокотуха», выполненные Ризой Фазылом («Арытыр») и Сейраном Усеиновым («Цокотуха чибини»). Вы только посмотрите на искусную передачу «души» произведения:

Мен чыракъны алам десем,

О да кирди собагъа.

Бу насыл шей?

Мен де шаштым

Бойле худжур сабагъа.

Я за свечку

Свечка – в печку!

Я за книжку,

Та – бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Или:

Чай ичем деп,

Алдым отмек, шекер, бал.

Бир де бакъсам,

Не корейим –

Самоварны тапсанъ ал!

В оригинале:

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня!

Их просто нужно чаще популяризировать как в СМИ, так и посредством презентаций в культурных и образовательных учреждениях. В свое время в университете мне пришлось разрабатывать и читать лекции по крымскотатарской детской литературе. В 1996 году этот предмет из учебного плана исключили, объяснив, что, мол, на серьезном филологическом факультете классического университета такой предмет не может читаться, поскольку он является прерогативой педагогического института. Мы некоторое время пытались отстаивать свою позицию, полагая, что так поступать нецелесообразно. Однако, выяснив, что такой предмет не предусмотрен в соответствующих планах ни русской, ни украинской филологии, смирились с «потерей». А между тем эта сфера нашей литературы нуждается в серьезной разработке. Этот вакуум мы в известной степени стали восполнять за счет отдельных докладов на научных семинарах нашей кафедры – кафедры крымскотатарской литературы. В этом плане свежестью отличались доклады Айше Кокиевой, где она делилась результатами своего исследования, связанными с жанром «текерлеме». Интересная предстала картина: в учебниках и хрестоматиях, изданных как до войны, так и после, жанровый спектр крымскотатарской литературы был уподоблен русской классификации, тогда как упомянутое «текерлеме» отдаленно напоминает русские «зачины». Помните, «жил-был», «в тридесятом государстве» и т.д. Текерлеме, на первый взгляд, представляет собой набор бессмысленных слов и выражений, подобранных по созвучию, тогда как более детальное рассмотрение вынесет на поверхность глубокий смысл.

 

— Каким образом необходимо популяризировать литературу? Кто этим должен заниматься?

— Сегодня в нашей литературной жизни сложилась такая ситуация, когда ряды писателей старшего поколения заметно поредели, а молодая смена в силу известных причин пока еще не в состоянии предложить продукцию, отвечающую чаяниям народа. Тем не менее свежее дыхание в нашу литературу внесли, в частности, авторы исторических полотен – Гульнара Абдулаева со своим романом «Шагин Гирай» и Нузет Умеров, автор романа «Бейбарс – султан Египта» (они написаны на русском языке). Также интересным нахожу рассказ Гульсюм Халиловой «Фелектен бир кунь» («Один день, украденный у судьбы»). Автор рассказа сумела весьма оригинально вкрапить в повествовательную ткань произведения элементы фантастики, тогда как речь идет всего лишь о современной студентке, решившей выехать за город…

Популяризацией художественной литературы должны заниматься как писатели, как литературоведы, так и просветители. В этом, как мы уже отмечали, всегда готовы помочь СМИ. Литература пропагандируется и через мероприятия, связанные с презентациями издаваемых книг, встречи с писателями и т. д.

 

 — Какие проблемы поднимать, к чему призывать должна литература сегодня?

— При такой постановке вопроса невольно вспоминается эпизод, когда Михаилу Шолохову бросили в упрек, что, мол, советские писатели пишут по указке партии, на что автор «Тихого Дона» парировал: «Мы пишем по указке сердца». Это было время, когда тиражировались объемные «производственные романы», недвусмысленно указывающие на их заказной характер…

Выражаясь книжным языком, художественная литература как вид искусства призвана отображать мир через призму эстетического идеала. Иначе говоря, писатель должен прививать своему читателю чувство прекрасного. А это не означает, что, скажем, в произведении должны быть запечатлены лишь только положительные моменты, ибо все познается в сравнении. Для того чтобы подчеркнуть духовную и физическую красоту своего героя, писатель использует образ антигероя, сопоставление с которым поможет читателю увидеть преимущества первого. Поэтому, отвечая на ваш вопрос о том, к чему должна призывать литература сегодня, думаю, я ответил. Ответил в части задач литературы. А насчет тем, которые должна рассматривать художественная литература, это уровень компетенции каждого конкретного писателя. И «партия» или Союз писателей тут «не указ»… В свое время С.-А. Озенбашлы, например, в пьесе «Оладжагъа чаре олмаз» («Чему быть, того не миновать», 1902 г.) высмеивал обряд пышных свадебных подарков, которыми обмениваются будущие сваты, Б.Чобан-заде в рассказе «Арманда бир шаир» («Поэт на току», 1920 г.) попытался показать роль интеллектуального уровня человека в понимании высокого, в рассказе Э. Умерова «Янъгъызлыкъ» («Одиночество», 1965 г.) в своеобразной форме – посредством мировосприятия пса Сабырлы автор передает свою безграничную боль из-за депортации народа, а Урие Эдемова в повести «Баш язысы» («Судьба», 1980 г.) держит своего читателя в напряжении, вызванном опасением о некоем злом роке, нависшем над семьей. Как видим, идеал или тематико-концептуальный размах может быть самым разным, порой неожиданным, новеллистическим, как это сделали, например, Абляким Ильмий, Асан Сабри Айвазов, Абибулла Одабаш или Умер Ипчи в произведениях, рисующих реалии периода сильнейшего голода в Крыму в 1920-е годы. Сегодняшнюю же повестку дня для писателей формируют уже иные факторы.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог