Соперничество умов начинается со школы. Заложенная природой конкуренция, постепенно, с развитием человечества, вышла на уровень, когда сугубо индивидуальная физическая сила уже не давала тех преимуществ перед соперником, уступая ведущую роль последнему слову техники. Постепенно сдерживающие факторы переносили борьбу с полей сражений в русло конкуренции экономик, оставляя преимущество за знаниями. Передовые народы, раньше других осознав значение таковых, не жалея сил и средств, создали у себя школы различных типов и уровней, обеспечивая себе преимущество и право на существование, безбедное и безопасное.
Затрагивая систему образования нашего крымскотатарского народа и его преимущества, не будем сильно углубляться в историю, ибо до объективной оценки здесь далеко. Сказывается нехватка знаний. Одни будут доказывать о наличии разветвленной сети мектебов и медресе, что можно считать высоким уровнем образованности, другие — о невысоких возможностях теологических школ, не дававших толчок техническому прогрессу. Отсутствие изобретений не способствовало подъему экономики, а отсталость вооружений привела к крушению государства. Из курса истории национального движения мы знаем о том периоде национальной борьбы, выразившейся в культуртрегерстве, распространении грамотности и просвещения с идеями Исмаила Гаспринского. Поиск путей развития, заимствование ценностей, сохранение национального стержня привели великого мыслителя к идее реформирования школы и широкого охвата образовательным процессом крымскотатарского населения. Как заложено в природе, вскоре появились и плоды труда.
Нахождение крымских татар в составе больших государств обязывало их следовать существующим законам, жить жизнью страны, становиться участником происходящих процессов. Когда на одной шестой части суши произошли кардинальные изменения и победившая советская власть, начав кампанию с ликвидации безграмотности, довела дело до всеобщего обязательного среднего образования, наш народ, пройдя все испытания, не остался на задворках образовательных процессов, а наоборот, был в авангарде тех, кто стремился к знаниям. Говоря о национальной гордости крымских татар, ее составляющих, мы имеем в виду и образованность, стремление к ней, ее постоянно повышающийся уровень во время проживания в местах ссылки, явно не соответствующий тому положению, которое пытались для нас определить вершители судеб того времени.
Через 50 лет после ликвидации возобновилась борьба за национальные школы, открытие которых — процесс не гладкий, оказавшийся к тому же трудоемким. В основу закладывалось, насколько позволяли законодательство и положения, углубленное изучение крымскотатарского языка. Прошло достаточно времени для анализа проделанной работы, выявления плюсов и минусов открытых школ. Наравне с воспитательным процессом и уровнем владения крымскотатарским языком, следует рассматривать и сопоставлять результаты — в прошлом ВНО, а теперь ЕГЭ. Динамика ума и действий позволит отвечать вызовам времени. Школа, имеющая статус обучения на крымскотатарском языке, должна обрести дополнительную привлекательность. Преподавание родного языка необходимо считать естественным правом, закономерным процессом, обеспечивающим детей должным уровнем знаний. Но наравне с этим целесообразно направить усилия на углубленное изучение других, будь то гуманитарных или физико-математических направлений. Уже функционирующим школам необходимо ставить новые задачи, открывая специализированные классы.
В свете строительства новых школ в местах компактного проживания крымских татар, уже сегодня следует определять их статус. Давно назрела заявка на крымскотатарскую гимназию как флагман образования на крымскотатарском языке, гуманитарного направления с привлечением лучших педагогических кадров. Ощущается острая потребность в физико-математическом лицее, который имел бы соглашения с вузами и целенаправленно готовил бы для них будущих студентов. Запуски ТЭС и производств будут требовать подготовленных кадров, которыми просто обязан обеспечить местный крымский потенциал. Перезрел вопрос открытия крымскотатарской школы искусств, он есть безальтернативный и глобальный по своему содержанию. С промедлением его разрешения мы наносим ощутимый урон своему культурному будущему.
Перспективы образования, консолидировав, должны подвигнуть крымскотатарское общество на создание передовых школ, с замахом на будущее.
Опыт прошлого для нас поучителен, результаты сегодняшние для нас показательны.
comments powered by HyperComments