Мерзие ХАЛИТОВА: Моя музыка зиждется на национальной идее!
На открытии 37-го Международного фестиваля современной музыки «Московская осень-2015», проходящем в Доме композиторов российской столицы с 20 октября по 20 ноября, впервые звучала музыка крымскотатарского автора. «Эпитафия для виолончели и оркестра» известного композитора Мерзие Халитовой, исполненная камерным оркестром Российской академии музыки им. Гнесиных (художественный руководитель – лауреат Госпремии России профессор Владимир Зива; дирижер – Андрей Рейн; виолончель – Ростислав Буркин) была горячо воспринята столичной публикой и зарубежными гостями, высоко оценена музыковедами.
— Прослушав перед выступлением исполнение своего произведения, а оркестр уже в течение месяца успел проникнуться идеей и прочувствовать задумку автора, мне осталось лишь сделать отдельные штрихи. Очень важно точно уловить темп, выделить определенные доли в ритме, правильно расставить акценты, — рассказывает Мерзие Халитова. – Каждый оркестр имеет своеобразную манеру исполнения, диктуемую дирижером. Партия для виолончели достаточна сложна, и я услышала свежую интонацию, это было новое прочтение моего произведения. Мне было особенно приятно, что на открытии фестиваля присутствовал, несмотря на болезнь, мой родной брат Решат с семьей, которым я очень горжусь. Он кандидат медицинских наук, Заслуженный врач России, одно время занимал пост заместителя министра здравоохранения РСФСР, проживает в Москве.
«Эпитафия» вызвала большой резонанс в музыковедческих кругах, были высоко отмечены профессионализм автора и оригинальная трактовка жанра. Во вступительном слове председатель Союза композиторов Москвы, Заслуженный деятель искусств России, композитор Олег Галахов представил М. Халитову как автора, а в заключение, после исполнения произведения, под овации зала и возгласы «Браво!», ей были преподнесены в подарок компакт-диски с записями «Золотого фонда» классических произведений.
«КиевмьюзикФест»
Немного ранее в Киеве в исполнении Академического симфонического оркестра Национальной радиокомпании Украины на «КиевмьюзикФесте» состоялась премьера «Концерта для саксофона, струнных и ударных» Мерзие Халитовой (дирижер – Владимир Шейко; саксофон – Александр Рукомойников). Следует отметить, что уже на протяжении 20 лет Мерзие-ханум является неизменным участником этого фестиваля, и симфонический оркестр Национальной радиокомпании Украины не раз исполнял ее премьерные произведения.
— С этим коллективом меня связывает давнее творческое сотрудничество. Оркестр тонко чувствует мою музыку и с удовольствием ее исполняет, — отмечает М. Халитова. – К сожалению, я не смогла принять участие в фестивале из-за простуды, но уже слышала положительные отзывы профессионалов и видела реакцию зала в телесюжете.
Рождение музыки
— Мерзие-ханум, вы сегодня доцент кафедры «Музыкальное искусство» Крымского инженерно-педагогического университета, если оглянуться назад, на период вашего обучения в Ташкентской консерватории, как оцениваете уровень подготовки современных студентов?
— Консерватория – это высшая форма музыкального образования. Ташкентская консерватория – специализированное заведение в Средней Азии, причем единственное на четыре республики, с сильнейшей научной базой. Выбором именно композиторской деятельности я обязана своему учителю — автору 19 симфоний, Заслуженному деятелю искусств УзССР Мирсадыку Таджиеву, который смог привить мне любовь к созидательному творчеству. Кстати, «Эпитафия для виолончели и оркестра», с которой я выступила на днях на Международном фестивале «Московская осень-2015», была написана в память о моем педагоге Мирсадыке Таджиеве. Я могла писать по 30 мелодий в день, они буквально лились из меня, благодаря моей усидчивости и трудолюбию. Сегодня в университете я читаю лекции по основам композиции, инструментоведению, современной музыке, истории музыки XIX – XX веков, аранжировке и стараюсь своим студентам донести, что жить и работать надо плодотворно. Инертный человек не способен что-либо создать. Жизнь полна разных красок, и только деятельный человек сможет заставить играть ее всеми оттенками и переливами. У каждого мгновения есть своя особенная мелодия и для каждого человека она звучит по-особому. Я предлагаю студентам сравнить жизнь и творчество различных композиторов, к примеру, Шуберта и Листа. Замкнутая, глубоко несчастная судьба первого наложила свой отпечаток на его лирические, как-будто плачущие, трагические произведения. Шуберт прожил короткую жизнь, даже не успев услышать исполнения своих симфоний. Баловень судьбы Ференц Лист, напротив, слыл любимцем публики, дамским угодником и его произведения яркие, сочные, необыкновенно виртуозные, как и прожитая им жизнь. Но только каждодневный труд и усердие способны родить что-то стоящее. К сожалению, современные студенты не всегда стараются в полную силу, не включают весь свой творческий потенциал. Они ищут легких путей в творчестве. Но к настоящему искусству коротких путей не бывает.
— Преподавательская деятельность не мешает творчеству?
— Я осознаю, что преподавательская деятельность для меня не менее важна, чем творческая. Ярким подтверждением тому мой подарок — 6 симфония, посвященная 20-летию КИПУ. Слова к ней написал Аблязиз Велиев, называется «Яшлыкъ седасы» («Голос молодости»). Этот гимн молодости впервые прозвучал в совместном исполнении украинского и крымскотатарского оркестров, хора студентов. Эта полуторагодовая творческая работа как никогда сплотила и объединила педагогический коллектив и студенчество. Получилось, действительно, очень ярко, молодо, жизнеутверждающе. На мой взгляд, мне удается совмещать творческую деятельность с преподавательской. Этот тандем приносит мне вдохновение
— Как приходит этот момент вдохновения? Как рождается музыка?
— Если сидеть и ждать вдохновения, поверьте мне, оно никогда не придет. Создавать что бы то ни было – это всегда сложно. Писать серьезную симфоническую музыку – сложнее втройне. Процесс рождения музыки трудоемкий и длительный, требующий полной самоотдачи. Первоначально я ставлю себе задачу. Весь музыкальный материал очень серьезно и долго продумываю, осмысливаю. Необходимо выстроить структурно, драматургически цельное произведение, по законам заданного жанра. Я пишу миниатюры для различных инструментов, но тяготею все же к масштабным жанрам и формам. Получаю удовольствие от оркестровых красок, это дает больше возможностей для фантазии. В произведении каждый аккорд должен звучать темброво, гармонично, фактурно, взаимодействуя и дополняя друг друга. В музыке стараюсь использовать все достижения композиторской техники ХХ столетия. При этом моим произведениям присущ своеобразный стиль, музыкальный язык, что придает им особую неповторимость, делает их легко узнаваемыми. У меня свой стиль письма, отличающийся от традиционного, поскольку мыслю оркестрово, не пишу клавир, а пишу сразу партитуру. Написание симфонии может занять год-два, а потом еще нужно суметь донести произведение до слушателя. Творческий процесс требует уединения, даже если в соседней комнате кто-то ходит – это отвлекает от созидания, надолго выбивает из колеи. Не зря в советское время существовали Дома творчества, где писатели, поэты, композиторы, художники в прекрасных дачных домиках, как правило, в живописных местах, отдыхали от мирской суеты и творили свои лучшие произведения. Мне тоже посчастливилось побывать в различных Домах творчества композиторов в Подмосковье и на Киевщине. Прекрасная творческая атмосфера, где композитору предоставляются на месяц 3-комнатная дача со всеми условиями, трехразовое питание, рояль, изумительная природа за окном и интересное общение с коллегами и творческими личностями. Вечерами чаепитие с обсуждением произведений, игрой на рояле.
Как-то на семинаре для молодых композиторов в Иваново мне довелось познакомиться с Беллой Ахмадулиной, приехавшей к кому-то погостить. Ее восхитили условия, предоставляемые для композиторов. В Домах творчества писателей все значительно поскромнее. Вечером мы слушали ее стихи, под звуки рояля наслаждались общением и очарованием вечерних красок. Так что рождение музыки – это в первую очередь труд. Серьезная музыка рождается только в муках творчества и созидания.
Национальными мотивами пронизанное творчество
— Ваши симфонии в большинстве своем глубоко патриотичны. Есть посвящения памяти просветителя Исмаила Гаспринского, крымскотатарскому народу – жертвам депортации, прославленному асу, дважды Герою Советского Союза Аметхану Султану. Объясните свое предпочтение именно этой теме.
— Я выросла в крымскотатарской семье последним, четвертым, ребенком в атмосфере любви и взаимопонимания. Родители привили нам, детям, любовь к своей земле, своему народу. Мама, Зейнеб, окончила географический факультет Симферопольского пединститута, была чемпинкой Крыма по легкой атлетике, представляла сборную вуза по волейболу. Отец, Ибраим, – экономист-плановик, имел от природы хороший музыкальный слух. У его отца – Аблямита-картбаба, 30 лет проработавшего директором школы в с. Бешуй, дома было пианино. Мой папа неплохо подбирал на слух различные мелодии, хотя не имел музыкального образования. Он обладал удивительно красивым слогом письма. Его письма отличались высоким стилем, даже мне, своей дочери, он писал выдержанно, словно высокопоставленному лицу. Переписываясь с главными редакторами всесоюзных газет и журналов, он делал какие-то уточнения или замечания. Когда в одном из журналов появилась повесть Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая», папа немедленно откликнулся, отметив в своем письме в редакцию моменты, созвучные с трагедией нашего народа. В ответ получил письмо с благодарностью за отзыв. Вот в этой атмосфере, пронизанной уважением к своим корням, образованности, родному языку, я и росла. Поэтому вся моя музыка национальна изнутри, она зиждется на крымскотатарской почве, ритмы народных мелодий уловимы во всех моих произведениях. Народность в сочетании с современной техникой письма и создают мой индивидуальный, самобытный музыкальный язык.
Родители композитора Ибраим и Зейнеб Халитовы
Зейнеб Аблаева (мама композитора) — сидит крайняя справа — в составе сборной вуза по волейболу (1936 г., Симферополь)
Лучшее творение – дети
— Главным и самым важным творением моей жизни являются дети – сыновья Эмир и Эскендер. Старший окончил КНЭУ, его супруга, Зарема, тоже творческий человек, хорошо поет и танцует, она воспитанница хореографа Али Алимова, солистка ансамбля «Севинч». Они подарили мне троих внуков – Джемиля, Ибраима (в честь моего отца) и Фикрета (в честь дедушки невестки). Джемилю восемь лет, Ибраиму – шесть, оба учатся в крымскотатарском классе. В семье и дети, и внуки говорят на родном языке.
Мой младший сын – Эскендер оканчивает КФУ, будущий юрист, в совершенстве владеет английским языком.
Главное творение — сыновья Эскендер и Эмир
Если свекровь – композитор…
— Какая композитор Мерзие Халитова свекровь?
— Наверное, мудрая. Я стараюсь не вмешиваться в семейные взаимоотношения сына. За это они уважают и ценят мое мнение, ко многому прислушиваются. Я не диктую, не давлю, я – предлагаю. Они полушутя называют меня своим мозговым центром и считают мои советы весьма ценными. Станут ли мои дети достойными, счастливыми и удачливыми, во многом зависит и от меня. От моего отношения к ним.
— Каким блюдом вы обычно балуете своих детей, внуков?
— Готовлю то, что сама люблю — сарму, долма, а также начиненные фаршем болгарский перец, баклажаны и помидоры, тушенные слоями в казане.
Знаменательные события
Творчество композитора М. Халитовой было отмечено престижными премиями: Автономной Республики Крым (2000 г.); имени Н.Лысенко (2003 г.), имени Б. Чобан-Заде (2009 г.); имени Б. Лятошинского (2014 г.).
В минувшем году на Международном фестивале современной музыки «Контрасты» во Львове в исполнении оркестра под управлением польского дирижера С. Веляника звучала II симфония М. Халитовой. Несколько иначе проставленные акценты этого исполнения придали произведению особое звучание. Третья часть симфонии была преподнесена как рэквием. Эту своеобразную подачу по достоинству оценила и публика, и критики, и сам автор.
Ярко и красиво был представлен струнный квартет «Памяти Бекира Чобан-Заде» в Ростове-на-Дону, в Казани прозвучало несколько авторских концертов М. Халитовой.
Все эти события широко обсуждались в музыкальных кругах и нашли отражение в различных тематических изданиях, теле— и радиосюжетах, вошли отдельной строкой в историю культурной жизни страны.
Композитором Мерзие Халитовой внесен достойный вклад в развитие музыкального искусства. Это наследие нашего народа. По ее произведениям ежегодно пишут научные работы магистры и бакалавры, защищаются кандидатские и докторские диссертации. В планах композитора новые находки и открытия, которые, безусловно, войдут в анналы музыкального искусства.
Заслуженный деятель искусств России О. Галахов чествует М.Халитову на открытии фестиваля «Московская осень»
comments powered by HyperComments