Февзи Реджепов
Нурие ГЕМЕДЖИ, Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия
16 августа исполнилось 90 лет со дня рождения крымскотатарского художника Февзи Реджепова.
Родился Февзи в 1929 году в г. Симферополе, в интеллигентной семье. Рос единственным ребенком. Мать Момине Реджепова работала в школе учителем крымскотатарского языка и литературы, отец Аким Арифов был одним из первых ректоров Симферопольского сельскохозяйственного института. Кроме основной работы, занимался переводами с русского языка на крымскотатарский трудов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, политических статей и художественной литературы.
До начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. семья Реджеповых проживала в общем дворе, недалеко от Художественного училища.
В первые месяцы войны отец художника Аким Арифов, собрав группу добровольцев из числа представителей института непризывного возраста, выехал с ними на защиту Перекопа.
Вместо оружия в их руках были бутылки с зажигательной смесью. В этом неравном бою, когда самолеты бомбили и обстреливали защитников, один из осколков, попав в руку Акима Арифова, тяжело ранил его, а зажигательная смесь вспыхнула. Погибал он со словами: «Прощайте, товарищи!». Об обстоятельствах гибели этого самоотверженного человека рассказал один из выживших в той неравной борьбе очевидцев.
Из воспоминаний двоюродной сестры художника — Мелии Исмаиловой стало известно, что Февзи был талантливым художником от природы, интерес и любовь к рисованию зародились у него еще с раннего детства. Начальное образование получил, занимаясь в Художественной студии им. Н. Самокиша. В свои неполные 15 лет нарисовал прекрасную копию известной картины выдающегося российского пейзажиста И. Шишкина «Три медведя». В годы оккупации Крыма один из немецких офицеров, знавший толк в живописи, увидев в комнате эту работу, хотел забрать ее, приняв за оригинал. Чтобы спасти произведение юного художника, ему стали объяснять, что это не подлинник. И тогда тот, уходя, несколько раз посмотрев на картину, сказал: «Гуд! Зер гуд!». К сожалению, ранние работы Ф. Реджепова не сохранились.
В 1946 г. Ф. Реджепов после трудовой армии прибыл в г. Самарканд (Узбекистан), куда была депортирована его семья. Образование получил в вечерней школе, которую окончил с отличием, но золотую медаль ему не дали из-за национальности. Устроился на работу в мастерские Худфонда, где проработал почти всю свою жизнь.
В 1955 году Февзи Реджепов поступил в Ташкентский государственный театрально-художественный институт (ТГТХИ) имени А. Островского.
Ежедневно соприкасаясь с искусством, Февзи проникся неугасимым желанием творить. В его творчестве основное развитие получают такие жанры, как пейзаж, портрет, натюрморт, бытовая картина. Находясь на каникулах, молодой художник ездил по колхозам и увлеченно рисовал на заказ портреты, пейзажи, яркие и сочные натюрморты. Им написано большое количество портретов колхозников, знакомых, родственников.
Ф. Реджепов был всесторонне одаренной личностью, кроме рисования увлекался фотографией, хорошо катался на коньках, прекрасно играл в шахматы.
В годы учебы в институте также участвовал в различных олимпиадах и занимал первые места, удачно получались у него дружеские шаржи.
За это время художником было написано множество картин, эскизов, набросков, учебных рисунков по различной тематике. Его курсовая работа — картина «После смены», дипломная — «Скрипач» (копия с произведения живописца И. Горюшкина-Сорокопудова, ученика И. Репина). Руководителем этой работы был известный художник Узбекистана А.Абдуллаев.
В 1961 году, окончив институт на красный диплом, получил специальность «художник-живописец».
Талантливому художнику было предложено остаться работать на кафедре, но, по сложившимся семейным обстоятельствам, он вынужден был отказаться и вернуться в Худфонд Самарканда.
Ф. Реджепов являлся членом Союза художников Узбекистана, в состав которого входили народные и Заслуженные художники Г.Улько, З.Ковалевская, В.Балабанов, В.Бохан, Р.Тимуров.
В присущей только ему живописной манере, мастер колорита и композиции, работавший одинаково успешно в различных жанрах и обладавший тонким вкусом, после окончания института написал большое количество интересных работ. Через все его произведения лейтмотивом проходит осознание непреходящей красоты и ценности окружающей жизни.
Особое место в творчестве живописца занимал натюрморт, вобравший в себя ценнейшее качество Реджепова — видеть в малом самое лучшее и значимое. Произведения Ф. Реджепова восхищают всех, кто однажды увидел их. Он любил природу и старался передать ее необыкновенную красоту насыщенным ярким цветом, пробуждая в душе зрителя любовь. С особым трепетом и нежностью в работе «Георгины и флоксы» художник изобразил цветы, сорванные им в своем саду. От картин «Арбуз», «Айва», «Виноград», «Щедрость земли самаркандской» как будто веет душистым ароматом. Уникальность архитектурного наследия древнего города передана в серии видов архитектурных памятников Самарканда, его старогородского района, пригородной части Агалыка и др.
Особенно удивительными являются пейзажи с видами Крыма («Гурзуф», «Контрабандисты», «Вид на Аю-Даг»), написанные Ф. Реджеповым по воспоминаниям из детства и юности, передающие его неизменную любовь к отчизне. К сожалению, художнику не было суждено вновь увидеть родной Крым.
На протяжении всей своей трудовой деятельности он писал портреты родных, друзей, знакомых, ветеранов Великой Отечественной войны и др.
Ф. Реджепов был уникальным художником, до конца жизни остался верен своему искусству.
О творчестве мастера можно судить по работам, сохранившимся у родственников Ф. Реджепова. Все они свидетельствуют о самобытном таланте художника, его высоком профессионализме.
Произведения Ф. Реджепова выставлялись на многих Всесоюзных выставках в Москве, республиканских в Ташкенте и Самарканде. На итоговом собеседовании с искусствоведами Узбекистана особо была выделена его работа «Портрет мальчика», где все увидели в талантливом художнике огромный творческий потенциал и отметили его сильную руку.
Очень много сделал он и как отличный наставник, воспитатель молодого поколения художников. В последние годы жизни, помимо работы в Худфонде, Ф. Реджепов занимался педагогической деятельностью — вел кружки в Доме творчества детей и средних образовательных школах г.Самарканда.
Ф. Реджепов был глубоко порядочным, культурным и очень скромным человеком, а его работы, обладающие притягательной силой, наполнены теплотой и искренним чувством. В доме, который он построил своими руками, была мастерская художника. В ней Ф. Реджепов проводил большую часть своего времени, занимаясь любимым делом, без которого себя не мыслил.
Жизнь Ф.Реджепова оборвалась 7 апреля 1983 года, после тяжелой и длительной болезни, в неполные 54 года.
В настоящее время его живописные полотна хранятся в фондах Самаркандского государственного музея-заповедника, музеях Ташкента (Узбекистан) и частных коллекциях.
Родственникам удалось привезти на родную землю небольшую часть работ, некоторые из которых были переданы Крымскотатарскому музею культурно-исторического наследия.
comments powered by HyperComments