Исмет ШЕЙХ-ЗАДЭ, куратор галереи «Крымское ханство», член СХ России и НСХ Украины
25 января на сцене Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра состоится второй премьерный показ нового спектакля «Собака на сене» по знаменитой пьесе Лопе де Веги. По приглашению директора театра Заремы Биляловой мне довелось принять участие в творческом процессе в качестве художника-постановщика.
Надо заметить, что зрительские впечатления от искрометной игры наших актеров, мастерства режиссера Юрия Хаджинова в реализации идеи классического произведения были самые восторженные у всех поклонников, пришедших на премьеру в конце прошлого года. Зал чутко реагировал на колкие реплики и утонченные мизансцены перипетий «любовных многоугольников» эпохи ренессанса.
Накануне второго премьерного показа хочу поделиться своими впечатлениями от проделанной работы и пригласить любителей Мельпомены взглянуть на спектакль с дополнительного ракурса как на цельное произведение, выполненное в жанре «оживших картин».
Вся визуальная составляющая имеет целый ряд сквозных сюжетов и пластических метафор, которые, благодаря доверию и творческой поддержке всех подразделений театра, удалось максимально реализовать. Так как действие происходит в Италии XVI века, за основу пространственного решения было взято знаменитое полотно венецианца П. Веронезе «Брак в Кане», которое ныне хранится в Лувре. Архитектурное обрамление мраморного дворца и образ некоторых персонажей прямо процитированы с картины. Ранее, в научном сборнике «Логос», в своей статье впервые выявил скрытые смыслы уникального полотна, и по сей день самого масштабного в живописи итальянского ренессанса. Как выяснилось, «Брак в Кане» имеет прямое отношение к завоеванию Казани Иваном Грозным в 1552 году. Картина заказана и написана ровно к 10-летию тех событий, и на ней скрытно изображены московский кремль, царь Иван Грозный и созвездие Большого пса, как символ летнего завоевания Казани. Статья называлась «Собака на Сене, или Казанский юбилей в музее Лувр» — где речь шла о самой большой карте созвездия Большого пса, расположенной в зале итальянской живописи (напротив висит Джоконда Леонардо да Винчи), который, в свою очередь, в плане Лувра соответствует крылу Denon, окнами выходящему на набережную реки Сена.
В сценографии нашего спектакля присутствует фрагмент картины Веронезе и полярная маркировка «восток-запад» в боковых ширмах. Это цитата моего произведения «Карта коронации Крымских ханов», выполненная в течение фестивалей в Барселоне и Махачкале (крайние берега европейского континента) в 2004 году. Масштаб Европы подчеркнут во всей декорации задника, представляющего из себя гигантскую куклу, танцующую метафизический танец в платье цветовой символики трона Гиреев. Ключевой акцент платья – эмблема галереи «Крымское ханство». Именно эта эмблема, разработанная в 2001 году по заказу администрации президента РФ для первого Всероссийского съезда выходцев из Украины – еще один сквозной сюжет.По моей концепции «Стена», с разрушения которой стартовал съезд в московском отеле «Космос» 8–9 декабря 2001 года (десятилетие подписания беловежских соглашений, оформивших гибель СССР), в 2006 году режиссером Т. Бекмамбетовым и продюсером К. Эрнстом был снят блокбастер «Дневной дозор». Точнее не весь фильм, а его фабула о восстановлении разрушенного СССР (чего нет в литературном оригинале Лукьяненко).
Наш спектакль, помимо прочего, — это творческий иск к «Дневному дозору» за плагиат креативной концепции! … Но в качестве компенсации я бы потребовал не денежные средства, вырученные с проката нашумевшего фильма, а, скажем, создания совместного российско-казахского художественно-документального проекта «Алтын дАзор». Сценарий начат в отеле «Космос» 8–9 декабря 2001 года.
Приходите на спектакль, подключайтесь к процессу!
comments powered by HyperComments