Курс валют USD 0 EUR 0

Среди них царит дух партнерства и взаимного уважения

Комментариев: 0
Просмотров: 189

9 августа международная общественность отмечает День коренных народов мира. Крымские татары уделяют особое внимание этой дате, ибо относят себя к коренному народу Крыма.

Этносы имеют место своего рождения, на протяжении веков или тысячелетий они формируют свой уклад жизни, язык, культуру, способы хозяйствования. В результате развития могут достигнуть высокого уровня организации, образовав государство. Но человечество хранит немало примеров, когда, в силу исторических событий и выпавших на долю вызовов, кануло в небытие множество развитых цивилизаций, похоронив под собой целые народы.

Человеческое общество характеризуется неравномерным развитием. Вырвавшиеся когда-то вперед народы, даже став грозными завоевателями, со временем утрачивают свои позиции. Вспомним персидскую державу, империю Александра Македонского, монгольскую империю, перечень можно продолжить. В худшем положении оказались народы, подвергшиеся зависимости. На земном шаре не осталось мест, где бы не нарушались права человека и народов.

Со временем, в новейшее время пришло понимание, что необходимы международные институты, международное право, защищающие права людей.

После создания ООН и кропотливой работы, в 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ.

Но жизнь предъявляла все новые и новые требования, и в Организации объединенных наций пришли к пониманию необходимости дополнительного внимания к проблемам коренных народов и защите их прав. В 1982 году была создана рабочая группа по коренным народам, перед которой была поставлена цель выработать стандарты в области прав человека применительно к коренным народам. В 1993 году работа над текстом проекта декларации была завершена и передана на рассмотрение в Комиссию ООН по правам человека. Доработкой проекта декларации занималась Рабочая группа, учрежденная при этой Комиссии. В сентябре 2007 года Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов была утверждена Генеральной Ассамблеей.

О том, что крымские татары – коренной народ Крыма, приходилось слышать еще в детстве от старших в далеком Узбекистане. Когда довелось глубже изучать период Гражданской войны в Крыму и дискуссии по поводу целесообразности провозглашения Крымской АССР, то многие аргументы в пользу автономии звучали из-за автохтонности, коренного происхождения крымских татар. Неслучайно, когда в партийных кругах было принято решение о политике коренизации в СССР, в Крыму она приняла форму татаризации.

После насильственного выселения крымских татар, нам настойчиво предлагали новую родину, и не одну, но связь с крымской землей не смогли разорвать ни запреты, ни сулимые блага. Наше возвращение в Крым неразрывно связано с борьбой и восстановлением прав. Как оказалось, многие чаяния крымских татар нашли отражение в Декларации ООН о правах коренных народов. Практически каждый пункт документа содержит наши многолетние требования.

Вспомним, как в местах ссылки добивались права на возвращение в Крым, как в паспортах не указывали нашу национальность, искусственно ограничивали наши возможности.

Статья 2 Декларации гласит: «Лица, принадлежащие к коренным народам, и коренные народы свободны и равны со всеми другими народами и отдельными лицами из их числа и имеют право быть свободными от какой бы то ни было дискриминации при осуществлении своих прав, в особенности дискриминации на основе их коренного происхождения или самобытности».

В последние тридцать лет одним из главных направлений крымскотатарского национального движения была борьба за возрождение и развитие крымскотатарской культуры. Почему борьба? Да потому что нам ничего не предлагали. Народ на основе личной инициативы учреждал, добивался открытия многих учреждений и организаций с приданием им соответствующего статуса. Уже в наши дни нам приходиться защищать свои исторические памятники от всевозможных посягательств, и в своих действиях мы можем опираться на статью 11 международного документа:

«1. Коренные народы имеют право на соблюдение и возрождение своих культурных традиций и обычаев. Это включает в себя право на сохранение, защиту и развитие прежних, нынешних и будущих форм проявления их культуры, таких как археологические и исторические объекты, памятники материальной культуры, рисунки, обряды, технологии, изобразительное и исполнительское искусство и литература.

  1. Государства обеспечивают средства правовой защиты через эффективные механизмы, которые могут включать в себя реституцию, разработанные совместно с коренными народами, в отношении их культурной, интеллектуальной, религиозной и культовой собственности, отчужденной без их свободного, предварительного и осознанного согласия или в нарушение их законов, традиций и обычаев».

Мы не можем рассматривать все статьи Декларации, их всего 46, но документ сформирован таким образом, что является стратегическим планом для выживания любого малочисленного народа.

Здесь, в Крыму, на протяжении 30 лет мы сталкивались с оспариванием нашего статуса как коренного народа Крыма. Главное, что мы себя сами таковыми ощущаем, а братское международное сообщество коренных народов давно уже приняло нас в свои ряды.

В течение ряда лет в Крыму 9 августа собирались представители различных коренных народов. Проводились конференции, на которых обменивались мнениями, организовывались шествия, концерты.

В настоящее время народы и государства продолжают объединяться вокруг Декларации ООН о правах коренных народов, что вселяет в нас дух партнерства и взаимного уважения.

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог