10 июля Государственный совет Турции (высший административный суд страны) объявил свое решение по делу о статусе Ай-Софии. Постановив отменить решение правительства Турецкой республики о превращении Ай-Софии в музей, принятое еще в 1934 году, Госсовет тем самым вернул храму статус мечети.
История Ай-Софии весьма интересна и показательна. Собор святой Софии был построен в 532 – 537 гг. по приказанию византийского императора Юстиниана, в правление которого Византия переживала наибольший свой подъем. На протяжении почти тысячи лет это был самый большой храм во всем христианском мире. Расположенный в центре Константинополя рядом с императорским дворцом, этот собор своими размерами и богатым убранством должен был символизировать могущество и богатство Византии.
В июле 1054 года в Софийском соборе посланник Папы римского вручил константинопольскому патриарху грамоту об отлучении того от церкви. Это событие положило начало расколу христианской церкви на католическую и православную, в основе чего лежало соперничество религиозных иерархов Рима и Константинополя за лидерство в христианском мире. В 1204 году Софийский собор был разграблен крестоносцами, захватившими Константинополь во время четвертого крестового похода.
После завоевания в 1453 году Константинополя османским султаном Мехмедом II Фатихом, Софийский собор стал мечетью Ай-София. К зданию были пристроены четыре минарета, над куполом установлен полумесяц, а фрески замазаны штукатуркой. В XVI — XVIII вв. вокруг собора были построены мавзолеи султанов, медресе, имарет (кухни для бедных) и фонтан. Тем временем выдающийся османский архитектор Синан (1489 — 1588) и его ученики построили в Стамбуле мечети, ставшие наряду с Ай-Софией архитектурными символами города, — мечеть Сулеймание (1557 г.), Голубая мечеть (1616 г.).
Стоит отметить, что для периода средневековья, не отличавшегося особой веротерпимостью и толерантностью, переделка в завоеванном городе церкви в мечеть или, наоборот, мечети в церковь, в зависимости от вероисповедания победителей, была обыденностью. Когда в 1492 году пала Гранада — последний оплот арабов в Испании, на месте главной мечети города были воздвигнуты кафедральный собор и мавзолеи испанских королей.
На протяжении столетий правители европейских стран вели свои народы на войны с Османской империей под призывы к изгнанию мусульман из Европы и восстановлению креста над Софийским собором. Образ собора, ставшего мечетью, играл важную идеологическую роль в войнах, под которые подводилась религиозная идеологическая основа.
Основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль-паша, проводивший политику модернизации турецкого государства и придания ему светского характера, в 1934 году распорядился сделать Ай-Софию музеем. Тогда же, в 1930-е годы, американские археологи сняли часть штукатурки с византийских фресок.
В турецком обществе решение Ататюрка о превращении Ай-Софии в музей всегда воспринималось неоднозначно. Консервативно настроенные слои считали его неправильным. Лозунг о возвращении Ай-Софии верующим занимал важное место в идеологии консерваторов, в том числе и лидера турецкого политического ислама и наставника Реджепа Эрдогана — Неджметтина Эрбакана.
И вот сегодня Р.Эрдогану удалось осуществить свою давнюю мечту и пересмотреть решение самого Ататюрка. В своем выступлении по этому поводу он пообещал, что двери Ай-Софии останутся открытыми как для мусульман, так и для представителей других религий. «В Турции 435 церквей и синагог. Это отражение нашего менталитета, который рассматривает разнообразие как богатство», — заявил он. В телефонной беседе с российским президентом В.Путиным турецкий лидер в очередной раз подчеркнул, что, несмотря на смену статуса, доступ в Ай-Софию будет гарантирован для всех желающих, включая иностранных граждан, и будет обеспечена сохранность христианских фресок.
Против пересмотра статуса Ай-Софии раздавалось много голосов в христианском мире. С соответствующими призывами к турецкому руководству обращались и госсекретарь США М.Помпео и депутаты российской Госдумы. В частности, российские парламентарии, рассматривая обращение, призывали Эрдогана быть достойным Ататюрка. «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит — и нашей духовности и истории. И по сей день для каждого русского православного человека Святая София — это великая христианская святыня», — заявил в своем обращении патриарх Русской православной церкви Кирилл.
Впрочем, призывы, звучавшие из-за рубежа, скорее сыграли в пользу тех, кто внутри Турции хотел возвращения Ай-Софии статуса мечети. В турецком обществе этот вопрос сегодня рассматривается в значительной степени через призму национального суверенитета, и даже оппозиционная кемалистская Народно-республиканская партия не стала выступать против действий Р.Эрдогана.
Таким образом, проведя несколько десятилетий в бесплодном ожидании решения вопроса о своем членстве в Европейском союзе и разуверившись в своих европейских перспективах, Турция все больше обращается к османскому прошлому. На этом фоне в европейских странах может возрасти активность тех деятелей, чей политический капитал строится на идее противодействия «мусульманской угрозе»…
comments powered by HyperComments