Курс валют USD 0 EUR 0

Статус Ай-Софии

Комментариев: 0
Просмотров: 369

10 июля Государственный совет Турции (высший административный суд страны) объявил свое решение по делу о статусе Ай-Софии. Постановив отменить решение правительства Турецкой республики о превращении Ай-Софии в музей, принятое еще в 1934 году, Госсовет тем самым вернул храму статус мечети.

История Ай-Софии весьма интересна и показательна. Собор святой Софии был построен в 532 – 537 гг. по приказанию византийского императора Юстиниана, в правление которого Византия переживала наибольший свой подъем. На протяжении почти тысячи лет это был самый большой храм во всем христианском мире. Расположенный в центре Константинополя рядом с императорским дворцом, этот собор своими размерами и богатым убранством должен был символизировать могущество и богатство Византии.

В июле 1054 года в Софийском соборе посланник Папы римского вручил константинопольскому патриарху грамоту об отлучении того от церкви. Это событие положило начало расколу христианской церкви на католическую и православную, в основе чего лежало соперничество религиозных иерархов Рима и Константинополя за лидерство в христианском мире. В 1204 году Софийский собор был разграблен крестоносцами, захватившими Константинополь во время четвертого крестового похода.

После завоевания в 1453 году Константинополя османским султаном Мехмедом II Фатихом, Софийский собор стал мечетью Ай-София. К зданию были пристроены четыре минарета, над куполом установлен полумесяц, а фрески замазаны штукатуркой. В XVI — XVIII вв. вокруг собора были построены мавзолеи султанов, медресе, имарет (кухни для бедных) и фонтан. Тем временем выдающийся османский архитектор Синан (1489 — 1588) и его ученики построили в Стамбуле мечети, ставшие наряду с Ай-Софией архитектурными символами города, — мечеть Сулеймание (1557 г.), Голубая мечеть (1616 г.).

Стоит отметить, что для периода средневековья, не отличавшегося особой веротерпимостью и толерантностью, переделка в завоеванном городе церкви в мечеть или, наоборот, мечети в церковь, в зависимости от вероисповедания победителей, была обыденностью. Когда в 1492 году пала Гранада — последний оплот арабов в Испании, на месте главной мечети города были воздвигнуты кафедральный собор и мавзолеи испанских королей.

На протяжении столетий правители европейских стран вели свои народы на войны с Османской империей под призывы к изгнанию мусульман из Европы и восстановлению креста над Софийским собором. Образ собора, ставшего мечетью, играл важную идеологическую роль в войнах, под которые подводилась религиозная идеологическая основа.

Основатель Турецкой республики Мустафа Кемаль-паша, проводивший политику модернизации турецкого государства и придания ему светского характера, в 1934 году распорядился сделать Ай-Софию музеем. Тогда же, в 1930-е годы, американские археологи сняли часть штукатурки с византийских фресок.

В турецком обществе решение Ататюрка о превращении Ай-Софии в музей всегда воспринималось неоднозначно. Консервативно настроенные слои считали его неправильным. Лозунг о возвращении Ай-Софии верующим занимал важное место в идеологии консерваторов, в том числе и лидера турецкого политического ислама и наставника Реджепа Эрдогана — Неджметтина Эрбакана.

И вот сегодня Р.Эрдогану удалось осуществить свою давнюю мечту и пересмотреть решение самого Ататюрка. В своем выступлении по этому поводу он пообещал, что двери Ай-Софии останутся открытыми как для мусульман, так и для представителей других религий. «В Турции 435 церквей и синагог. Это отражение нашего менталитета, который рассматривает разнообразие как богатство», — заявил он. В телефонной беседе с российским президентом В.Путиным турецкий лидер в очередной раз подчеркнул, что, несмотря на смену статуса, доступ в Ай-Софию будет гарантирован для всех желающих, включая иностранных граждан, и будет обеспечена сохранность христианских фресок.

Против пересмотра статуса Ай-Софии раздавалось много голосов в христианском мире. С соответствующими призывами к турецкому руководству обращались и госсекретарь США М.Помпео и депутаты российской Госдумы. В частности, российские парламентарии, рассматривая обращение, призывали Эрдогана быть достойным Ататюрка. «Угроза Святой Софии — это угроза всей христианской цивилизации, а значит — и нашей духовности и истории. И по сей день для каждого русского православного человека Святая София — это великая христианская святыня», — заявил в своем обращении патриарх Русской православной церкви Кирилл.

Впрочем, призывы, звучавшие из-за рубежа, скорее сыграли в пользу тех, кто внутри Турции хотел возвращения Ай-Софии статуса мечети. В турецком обществе этот вопрос сегодня рассматривается в значительной степени через призму национального суверенитета, и даже оппозиционная кемалистская Народно-республиканская партия не стала выступать против действий Р.Эрдогана.

Таким образом, проведя несколько десятилетий в бесплодном ожидании решения вопроса о своем членстве в Европейском союзе и разуверившись в своих европейских перспективах, Турция все больше обращается к османскому прошлому. На этом фоне в европейских странах может возрасти активность тех деятелей, чей политический капитал строится на идее противодействия «мусульманской угрозе»…

 

comments powered by HyperComments

Последние новости рубрики

Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог


Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/users/a/awebo/domains/goloskrimanew.ru/wp-content/themes/gk/sidebar-single_npaper.php on line 65