Сцена из спектакля Бахчисарайского драматического кружка. Справа актер и режиссер Асан Керимов, г. Бахчисарай, 1934 г.
Алие КЕРИМОВА, научный сотрудник Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия
Изучая деятельность крымскотатарского театрального искусства довоенного периода, невольно касаешься судеб крымских актеров различных драматических кружков и любительских трупп, талант и любовь к искусству которых внесли весомый вклад в развитие и становление профессионального крымскотатарского театра.
Как известно, центром и, своего рода, законодателем развития театрального искусства был Бахчисарай. В нем в конце ХIХ – начале ХХ вв. были проявлены основные идеи модернизации мусульманского образа жизни через реформу просвещения. Составной частью этого процесса была и реформа народного крымского театра, сохранявшего восточный средневековый стиль [2, С. 150-151].
По словам историка Р. Хаяли, большая часть артистов начала XX века были любителями и принадлежали к учительской среде [2, С. 150].
В семье известных педагогов в г. Бахчисарае в 1910 году и родился будущий актер и режиссер Асан Керимов (Келимов). Его дедом по материнской линии был преподаватель богословия в Зынджырлы медресе Эмир-Али Гулюмов, имевший прозвище «кёр хафиз», а отцом — Омер Келимов, преподаватель арифметики в этом же учебном заведении. В семье Омера и Нурие было пятеро детей: Асан, Амза, Шефика, Махбуле и Якуб.
В тяжелые годы Гражданской войны и голода 1921 — 1923 гг., постигшего полуостров, в их семью приходит беда. Отец Асана, спасая жизнь больного тифом красноармейца, заболевает сам и умирает. Семья остается без кормильца. В связи с этим, будучи еще совсем ребенком, Асан идет работать в кожевенную артель, принадлежавшую его деду по линии отца — Аджи Сеит-Халилю уста, известному в Бахчисарае долгожителю сафьянщику – каваф уста.
В свободное от работы время Асан увлекался театральным искусством, принимая участие в постановке любительских спектаклей. Друзья дают ему прозвище «артист Асан».
Известно, что на развитие крымскотатарского национального театра огромное воздействие оказал азербайджанский национальный театр. Так первый спектакль, представленный в Крыму профессиональной театральной труппой перед крымскотатарскими зрителями после присоединения Крымского ханства к Российской империи, шел на азербайджанском языке [1, С. 12].
В додепортационный период развития крымскотатарского театра, на сцене профессионального и любительских крымскотатарских театров продолжали ставиться пьесы азербайджанских драматургов [1, С. 20].
В начале сентября 1928 года руководством национального театра рассматривался вопрос о необходимости направления десяти крымскотатарских студентов в Баку с целью прохождения обучения в театральной студии Азербайджанского госдрамтеатра [1, С. 23].
В автобиографической справке из личного архива Керимова Асана указано, что в 1928 г. он поступает в Азербайджанский театральный техникум имени Мирзы Фатали Ахундова в г. Баку. Проживает в общежитии, быстро осваивая азербайджанский язык. За особые успехи в обучении получает стипендию, которую отправляет матери.
Из воспоминаний Асана: «…Тогда в составе преподавателей были следующие т.т.: Алексеев — предметом режиссера, Слегин — предмет грима, Рза Дараплы — мастерство актера, Зульфикаров — русский язык и литература, Хусейн Джавид — азербайджанский язык и литература, Исмаилов — история театра. Наряду с ними тут вращались ряд знатных мастеров и деятелей Азербайджанского искусства, так — то т.т. Мирза-Ага Алиев, Сыдки Рухулла, Аббас Мирза Шариф Задэ и др…»
В 1932 г., окончив режиссерский факультет техникума, Асан возвращается в Крым, где работает в Бахчисарайском драматическом кружке, ставя различные спектакли.
Сохранившиеся фотографии свидетельствуют о личном знакомстве Асана Керимова с известными театралами того периода. Так он запечатлен вместе с режиссером драматического отдела Крымского радио Гани Мурадом, а также с народным артистом Билялом Париковым. На фотографии 1936 г. — вместе с артистами Крымского государственного татарского театра, которые были на гастролях в Бахчисарае.
Репрессии против национальной крымскотатарской научной и управленческой интеллигенции, а также против деятелей крымскотатарской культуры, искусства и образования, начавшиеся еще в 1928 году, продолжились в 1937 – 1938 годы, приняв ужасающие размеры. И в этот раз репрессиям были вновь подвергнуты многие ведущие актеры Крымского государственного татарского драматического театра и его руководящий состав [1, С. 25].
На фоне этих событий, Асан Керимов уезжает в Киргизскую ССР, в г. Ош, где с 15 апреля 1939 года по 20 августа 1941 г. работает режиссером Ленинского колхозно-совхозного театра.
Позже переезжает в Казахскую ССР, где ему предлагают работу в Чимкентском областном объединенном драматическом театре. Однако в годы войны пропадают документы, ряд творческих трудов и диплом.
В те годы Асану пригодились знания и опыт, полученные в артели деда. В ФЗУ в г. Гурьеве он работает преподавателем кожевенного дела, а также пишет статьи для местных газет, в числе которых была общественно-политическая газета «Прикаспийская коммуна».
В 1946 г. женится на девушке Зоре — дочери директора ФЗУ г. Гурьева Сейт-Асана Османова, бывшего директора «Главкинопроката» в г. Симферополе. В семье родились семеро детей: Сеит-Халил (умер в младенчестве), Диляра, Эмир-Усеин, Айше, Эмир-Али, Талъат и Эльвира.
Трагические события депортации крымских татар на долгие годы разлучают Асана с матерью, сестрами и братьями. Воссоединиться с ними удалось лишь в 1957 г. в г. Кайраккум Ленинабадской области Таджикской ССР, где он прожил до конца своих дней.
Отсутствие документов, а также общий запрет на развитие культуры крымских татар — все это стало причиной ухода Асана из театра.
Свое свободное время он посвящал созданию драматических произведений, большая часть которых была написана арабицей. Его творческие взгляды всегда поддерживал близкий друг Мемет Абселямов (1911 — 1988) – живописец, выпускник студии академика Н.С. Самокиша.
27 января 1983 г. Асан ушел из жизни, передав своим детям в наследство природный талант и любовь к искусству.
Литература:
- Заатов И. Крымский государственный татарский театр оперы и балета в материалах архивов и довоенной прессы 1937 – 1938 гг. – Симферополь: Доля. – 2016. – 360 с.
- Хаяли Р.И. Джадидистская реформа крымскотатарского народного театра в конце XIX – начале XX столетия / Р.И. Хаяли // Культура народов Причерноморья. — 2007. — № 111. — С. 149-152.
comments powered by HyperComments