Курс валют USD 0 EUR 0

Свет просвещения и живого слова

Комментариев: 0
Просмотров: 797

(К 100-летию газеты «Голос татар»)

22 июня, ровно 100 лет назад, увидел свет первый номер газеты «Голос татар». Газета начала издаваться в период кардинальных преобразований в Российской империи и подъема крымскотатарского национального движения. 25 марта 1917 года в Симферополе состоялся Всекрымский мусульманский съезд, после чего был образован Временный Крымско-Мусульманский исполнительный комитет во главе с Номаном Челебиджиханом.

Взяв бразды правления национальными делами в свои руки, крымскотатарские  деятели  на тот период определили для себя следующие программные цели:

  1. В единении со всеми политическими группами татарская демократия считает своей обязанностью: подготовить татарский народ к тому моменту, когда соберется Хозяин Земли Русской Учредительное собрание.
  2. В Учредительном собрании татарский народ будет добиваться установления Федеративно-Демократической Республики.
  3. Татарский народ в единении с другими народностями, населяющими Крым, не требует для себя политической автономии, но не позволит установления в Крыму политической гегемонии какого-нибудь народа, не имеющего ни культурных, ни исторических, ни этнографических прав на таковую.
  4. В Учредительном собрании татарская демократия будет требовать передачи всей земли трудовому народу.
  5. Татарский народ требует возвращения Вакуфному фонду всех расхищенных земель и присвоенных старым режимом Вакуфных капиталов.
  6. Татарский народ требует для себя национально-культурную автономию как необходимый фактор свободного развития национального самосознания.
  7. Трудовой татарский народ требует отмены сословных привилегий, существующих для некоторых татар (мурзаков), в сущности, бывших до сих пор страшными паразитами на его теле, служивших причиной многих его бедствий.
  8. Татарская демократия ставит себе задачей – стоять на страже общегосударственных интересов, а потому она всецело поддерживает созидательную работу Временного Правительства, поскольку она не идет в разрез с идеологией революционной демократии.
  9. Татарский народ требует выделения тыловых солдат-татар в особые воинские части для несения службы на фронте в деле защиты государства от жестокого врага.

После 1905 года, когда газета «Терджиман» перестала быть двуязычной и печаталась практически лишь на крымскотатарском языке, в период революционных преобразований 1917 года стала ощущаться нехватка информационных ресурсов, рассказывающих о крымскотатарской жизни русскоязычному населению полуострова. Это стало особо понятно, когда через кадетскую газету «Южные ведомости» периодически звучала критика в адрес Мусульманского исполкома. Данному факту в первом же номере «Голоса татар» уделено особое значение: «Реакционеры татарского населения Крыма, пользуясь полной неосведомленностью русского общественного мнения, старались и стараются придать работе татарской революционной демократии какой-то анархический характер. Кадетская печать под влиянием провокационной деятельности со стороны татар-реакционеров затрубила об опасности, идущей со стороны татарских «Самостийников» и «шумящей» молодежи.

Общественное мнение «обрабатывалось», а государственная власть этим преступно вводилась в заблуждение».

В этой ситуации Мусульманский исполком предусмотрительно образовал два своих издания: «Миллет» на крымскотатарском языке и еженедельную «Голос татар» — на русском.

«Голос татар» просуществовал полгода, всего вышло 16 номеров, последний — 20 декабря 1917 года. Как отмечает профессор Н. Яблоновская, за весь период сменились три редактора: И.Озенбашлы (№№1-4), А. Боданинский (№№5-11) и Х. Чапчакчи (№№12-16).

Еженедельник выходил под лозунгом: «Да здравствует Федеративная Демократическая республика!».

Выразили согласие работать в газете деятели: Р. Ахундов, О. Акчокраклы, У. Баличиев, А. Боданинский, У. Боданинский, И. Джелялов, М. Куртиев, И. Леманов, И. Озенбашлы, А. Озенбашлы, С.-М. Сейдаметов, Х. Тынчеров, С.-Д. Хаттатов.

На первой полосе 1-го номера было опубликовано редакционное обращение к читателям:

«Вступая на трудный и ответственный путь, Редакция с благоговением преклоняется пред памятью борцов, погибших за свободу, а живых ветеранов революции во главе с  «бабушкой революцией» от души приветствует.

С глубоким благоговением Редакция чтит также память защитников национальных стремлений и первых распространителей света просвещения и живого слова среди темных масс татар, населяющих Россию, – незабвенных редакторов – издателей и основателей татарских газет «Терджиман» и «Ветан-Хадими» И.Гаспринского и Р.Медиева».

Газета «Голос татар» представляет для нас огромную ценность. Ее отсутствие составило бы огромный пробел в изучении исторического периода, связанного с революционными событиями 1917 года. Одним из ее достоинств является содержание взглядов и мыслей крымскотатарских деятелей на общественно-политическом поприще. Многие идеи и позиции, высказанные тогда, перекликаются с сегодняшним днем. Они заставляют нас размышлять, вооружают знаниями, позволяют предвидеть шаги тех или иных политических игроков. К сожалению, не все номера газеты доступны и неизвестно, сохранилась ли где-либо полная ее подшивка, но поиск необходимо продолжать, ведь в них клад мыслей и знаний.

В свою очередь, в  целях ознакомления читателей с материалом, приведем отдельные выдержки из «Голоса татар».

 

Номан ЧЕЛЕБИДЖИХАН (Челебиджан Челебиев):

«Наконец, я заявляю открыто, что шум, поднятый вокруг вопроса военного, земельного и женского в крымскотатарской жизни,— дело рук кадетов, которые озлоблены против социалистически настроенного центрального мусульманского комитета.

В то время, когда комитетом ставится на очередь вопрос о равноправии татарок, кадеты из татар заявляют темному народу, что весь состав Комитета состоит из безбожников, когда возбуждается земельный вопрос, те же самые кадеты стараются срывать заседания Комитета, и, наконец, когда Комитет, как и все свободолюбивые граждане великой России, выказывает заботу об обеспечении порядка и безопасности в Крыму, кадеты вновь подымают шум, не хотят слушать никаких убеждений, стараются всячески внушить народу и в печати и устно всю пагубность и недопустимость подобного вмешательства Комитета в дела административные и военные».

* * *

«В это время на собрание явился муфтий Челебиджан эфенди, который был встречен бурными и продолжительными аплодисментами. Все утихло и замерло в ожидании речи муфтия.

Он заявил, что явился сюда не как муфтий, а как студент психо-неврологического института и сказал: «Перед вами очень важный вопрос. Это — защита свободы. Ее может защищать только армия культуры и просвещения. Я прошу вас защищать ее. Для этого необходимы решительные шаги».

***

Ф. АНРИЕВСКИЙ АВДЖИКОЙСКИЙ:

«Слава Богу! Вековой жестокой несправедливости в отношении родного нам братского татарского народа положен предел. Историческое право обездоленных крымских татар получило, наконец, законное удовлетворение. Губернский комитет по народному образованию признал за татарами право, которого они веками лишены были при старом строе, право на удовлетворение своих культурно-просветительных нужд, право на пробуждение в народных массах культурного самосознания».

 

«Татарская женщина лишена была до сих пор самых простейших прав женщины – человека. По своему положению, созданному для нее старыми обычаями — пережитками старого времени в семье и обществе, — она лишена была до сих пор возможности иметь какое-бы то ни было культурное влияние на семью, на жизнь, на развитие своего родного народа.

И такого рода порядок в мусульманской жизни, в семье, обществе также признан уже сознательной частью татарского народа неестественным и жестоко несправедливым.

И мы видим уже дочерей татарского народа учительницами в школах, обучающими детей родного народа, видим их на высших курсах. Слыхали татарскую дочь и на учительских съездах, на общественных собраниях, в качестве горячей поборницы за право женщины, за права родного народа».

 

«Будем же верить, что при новом благоприятно создающемся порядке заведования культурно-просветительными нуждами татарского народа татары, взявшиеся ковать «долю народа, счастье его», сумеют открыть родному народу волшебную дверь в сокровищницу здоровой культурной мысли научного знания и возродят двухсоттысячный татарский народ Крыма к новой счастливой культурной жизни… И чем бодрее и скорее товарищи-татары встанут на это святое дело просвещения родного народа, в содружестве со своими русскими товарищами, тем живее и ближе они будут к желанной цели…».

 

***

Халиль Селямет-оглу ЧАПЧАКЧИ:

«Отравленная» ядом свободы 1905 года, соблазненная в те же 1915-1916 гг. возможностью пользования родным языком как средством приобщения к общечеловеческой культуре, мусульманская демократия осознала, поняла и признала, что русские социалисты в зеленых студенческих тужурках, в черных и красных, пропитанных трудовым потом рабочего, рубашках вовсе не «разбойники» и «каторжане», как тому учили ее исторические главари – угнетатели, беки-помещики и фанатически-шовинистически мыслящая немногочисленная группа привилегированных мулл – сторонников «шариата», в котором они отыскивали как раз то, чего их одеревеневшим от вековой лени, безделья и паразитарного образа жизни мозгам хотелось бы там найти в целях поддержания умственного и общественного застоя среди покорной до того времени паствы.

Но еще тогда (в 1905 г.) мусульманская демократия в лице своей демократической интеллигенции (демократические студенты и народные учителя) и слишком малочисленной тогда сознательной части мусульманского пролетариата признала общность интересов трудящихся всех национальностей, хотя эта капля в океане российской революции 1905 года была слишком недостаточной для того, чтобы стушевать тогдашнюю политическую пассивность мусульманской демократии».

 

«И с уверенностью мы можем предсказать, что при всякой возможной новой Корниловщине, Российская революция в мусульманской демократии найдет самую ярую защиту интересов революции, во имя которой мусульманская демократия охотно принесет все требуемые жертвы. Но войну мусульманская демократия не приемлет потому, что не верит в возможность разрешения международных споров способами смертоносного оружия, потому что она не может ни чувствовать, ни сознавать, ни видеть тех целей и интересов, которые диктовали бы ей необходимость войны, которые вдохновляли бы ее на бой с германской, турецкой и болгарской демократией».

***

Али БОДАНИНСКИЙ: «В совершенстве обладая знанием и умением всяких макиавеллистических дипломатических ходов и приемов, эти господа все свои способности направляют на то, чтобы расставлять свои дьявольские сети для поимки «новых людей», волнами революции занесенных на самые верхи русской жизни. И мы в настоящее время, как это ни прискорбно, присутствуем на зрелище, когда вчерашние почти социалисты, сегодня облекшись в тоги маленьких Наполеонов, на специально созываемых многолюдных собраниях развивают весь кодекс своих демагогических рецептов для спасения России от ужасов анархии и удержания ее, во что бы то ни стало, в разряде первоклассных держав.

***

От редактора: «Взять хотя бы для примера наших крымских татар, если мы откроем глаза и оглянемся кругом, то самая безотрадная картина представляется нашему взору. С одной стороны, отсутствие интеллигенции, отсутствие активных культурных сил, которые в момент переживаемой революции в состоянии были бы твердой и верной рукой вывести родной народ из того тупика, куда загнала их старая власть, вывести вперед по новому курсу, диктуемому самой жизнью и народной волей. С другой стороны – полная беспомощность народа, барахтающегося и силящегося в своих сознательных слоях вырваться из старых, еще не вполне отгнивших сетей, инстинктивно рвущегося к новой жизни, но встречающего на своем пути массу непреодолимых преград. Полная неподготовленность к новой жизни, начатой революцией, полное отсутствие школ, отвечающих сколько-нибудь современным требованиям жизни и педагогии, несокрушимая еще власть устоев старой жизни, изолировавших нас, татар, от культурного мира и питавших нас какими-то миражами, какой-то иллюзией вашего якобы превосходства над остальным человечеством».

***

Амет ОЗЕНБАШЛЫ: «На знамени татарской интеллигенции, выступившей на арену общественно-политической деятельности, красуется, прежде всего, лозунг «самоопределение народностей», в борьбе за достижение которой татарская интеллигенция, татарская демократия не может и не должна остановиться ни перед какими жертвами. Татарская интеллигенция, на глазах которой протекала и до сих протекает тяжелая, обездоленная, обезличенная жизнь родного народа, крымских татар, ни на минуту не забывала вечно правдивые слова ярого поборника и упорного борца за свободу великого Жореса: «Свободная общественность определяется только лишь самостоятельностью нации».

В завершение подчеркнем важность наличия у народа газет. Они выполняют функцию источника информации не только для своих современных читателей, газеты – это важный исторический источник, который не даст переврать ИСТОРИЮ.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог