Курс валют USD 0 EUR 0

Татарский мир в объективе Рифхата Якупова

Комментариев: 0
Просмотров: 933

 

«Течение жизни подобно реке: для кого-то она спокойно течет в намеченном природой движении, для другого – она буйный поток, с рискованными порогами. А для иных – это движение наперекор, к Истоку духовного начала и утраченных родовых корней. В этом и есть жизненное предназначение фотожурналиста Рифхата Гусмановича Якупова».

Личность и творчество Рифхата Якупова не нуждаются в особом представлении, поскольку он хорошо известен не только в Татарстане, но и далеко за его пределами: после окончания в 1967 году отделения журналистики Казанского госуниверситета, избрав стезю журналиста не пишущего, а снимающего, он запомнился живыми и эмоциональными фотоснимками на обложках журнала «Азат хатын», в газетах «Комсомолец Татарии», «Яшь ленинчы», где он трудился штатным фотографом в 1970-1980-е годы. Кроме того, Р.Якупов – общественно активный фотограф, один из организаторов и постоянный участник казанского фотоклуба «Тасма» (1971), председатель фотосекции Союза журналистов республики в 1974-1979 годы. Он участник крупных международных конкурсов, начиная с 1978-го, когда впервые представил свои работы на международном фотоконкурсе «Уорлдпрессфото» в Гааге (Голландия). Важной вехой в творчестве Р.Якупова стала деятельность в Татарском академическом театре им. Г. Камала, где он работает с 1987 года, три десятилетия составляя визуальную его хронику.

image description

Мастер черно-белой графики на фото мастера черно-белой фотографии. Рамис Нетовкин на этюдах в Теккие дервишей в Кезлеве (Евпатория)

 

Его достижения были отмечены званием лауреата республиканского конкурса журналистов «Хрустальное перо» (2002) и специальной театральной премии имени Дамира Сиразиева в 2003 г.

Последние десятилетия Р.Якупов выступает как мастер экспозиционной фотографии, при этом его основное творческое кредо раскрывается в такой ее самобытной области, как «этническая фотография». Именно работы в этом жанре стали его «визитной карточкой», и имели большой успех, особенно в тех странах Европы, где высок интерес к проявлениям национального своеобразия в фотографии. Р. Якупов был приглашен Союзом фотографов Швеции для чтения лекций в фотошколах Стокгольма и Гетеборга в 1989 году. Большим событием стали его персональные выставки тематических циклов фотографий в Финляндии («Мелодии курая», г. Тампере, 1990), в Швеции — Галерее «Мирра» («Здравствуй, Тбилисо!»,1991) и в Стокгольмском этнографическом музее («Уходящая деревня. Из жизни татар», 1991); в польском Люблине («Трудное возвращение»,1994), в городской Берлинской библиотеке («Крым. Потери и обретения», 1995); в дни работы 42-го конгресса Союза национальных меньшинств Европы в Австрии, в г. Пертшах-ам-Вертерзее («Хроника трудного возвращения»,1997). Много было и совместных выставок с зарубежными коллегами в Таллинне, Риге, Тбилиси. Цикл выставочных фотографий «Здравствуй, Тбилисо!» послужил даже личному знакомству Р.Якупова с мэтром мирового кино С.Параджановым.

В работе с высокой самоотдачей формировался собственный почерк фотохудожника, узнаваемый в альбомах «Казань» (Казань, 1976), «Советский Татарстан» (Москва, 1980) и др. Важной вехой на этом пути стали фотографии, посвященные татарскому народному празднику «Сабантуй». Р.Якупов был одним из первых, кто представил его в качестве самостоятельного ритуального «действа», опубликовав свои фотографии в одноименном авторском альбоме (Казань, 1979). В Казани же пришло понимание того, что становление личности связано с осознанием своих родовых корней, и того, что творческая личность может полноценно раскрыться, лишь имея крепкие духовные основания. Раскрывая в остановившихся мгновениях фотоснимков суть татарского мира, фотохудожник определил свой творческий путь к поиску живительных Истоков. Этим определен и выбор «этнического фотоизображения», в котором совмещаются историко-документальный и художественно-эстетический смыслы.

Наиболее впечатляющими по эмоциональному воздействию, по мнению критиков, признаны работы фотохудожника в цикле «Крымские татары». Как рассказал Якупов, проект фотоальбома «Крымские татары. Хроника возвращения» возник после персональной выставки в Стокгольмском этнографическом музее в 1989 году:

«Татары, проживающие в Стокгольме, посетовали, почему я снимаю только казанских татар, когда есть татары крымские, астраханские, сибирские. Эта заразительная идея овладела мною».

Фотограф приехал в Крым в мае 1990 года. О крымских татарах он не знал почти ничего. Поездка стала не только профессиональной, но и большой жизненной «экспедицией», растянувшейся на десятилетия и определившей личную судьбу. К родственному народу Р. Якупов всегда испытывал чувство близости, в то же время поездка в Крым дала новый импульс устремленности к Истокам.

Он глубоко почувствовал непростую судьбу репрессированного народа и силу его несломленного духа и смог выразить это в своих фотографиях, ставших документально-художественным свидетельством возвращения крымских татар на свою родину. Фотографии сложились в тематические серии: возвращение, первые колышки, жизнь на самостроях, обустройство, верность традициям, духовное возрождение. Черно-белые фотографии, запечатлев моменты из жизни без предварительной или заранее продуманной постановки, без ретуши корректировки, несут высокий накал, от частных снимков поднимаясь до уровня фотографии-символа. В отличие от «этнографического» фотографа, в этнической фотографии Р. Якупова присутствует авторское концептуальное видение и степень его художественного воздействия на зрителя.

В последние десятилетия Р.Якупов перешел к работе на цифровых носителях, они дают новые возможности в моделировании изображений и, отчасти, приближают творчество фотографа к творчеству художника и дизайнера. Хотя, как считает Р.Якупов, развитие цифровой технологии ведет к кризису современной фотографии, «омассовление» размывает ее ценностную шкалу как вида искусства. Поэтому так важны выставки высокой фотографии.

Фотовыставка Р. Якупова «Крымские татары. Хроника возвращения» представляет развернутый художественно-эпический документ, личное послание фотохудожника, в котором каждая фотография выражает любовь и восторг мастера к объекту отображения, отражает сущность народного бытия.

На творческой встрече с фотохудожником, после нескольких лет заочного, состоялось его личное знакомство с молодым фотографом, студентом факультета мультимедийных коммуникаций университета Томаша Бати в Чехии Андреем Кононцевым, темой дипломной работы которого стала серия «Крымские татары в фотографиях Рифхата Якупова».

Андрей Кононцев: «Еще в 2014 году я начал путешествовать по Крыму и снимать проект «Крымские татары». В гостях у Мамута Чурлу я получил в подарок книгу «Искусство крымских татар». В ней я впервые увидел фотографии Рифхата Якупова. Практически сразу же я определился: появилась идея и тема написать о крымскотатарской культуре, традициях и искусстве, проиллюстрировав это все фотографиями Рифхата-эфенди. «Хроника возвращения» – это уникальные фотографии, показывающие возвращение народа домой… В конечном итоге диплом произвел большую заинтересованность у комиссии».

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог