Время от времени в крымскотатарской среде возникают дискуссии по поводу форм самоорганизации сообщества. Сложившаяся ситуация сделала невозможной деятельность одних структур, поставив их вне закона, другие работают разрозненно, поэтому недостаточно эффективно. Кто-то видит выход в возрождении инициативных групп национального движения. Но, как мне видится, крымские татары недостаточно обращают внимание на такой узаконенный в России институт, как ТОС (Территориальное общественное самоуправление).
По своим задачам и полномочиям ТОС отвечает нашим национальным интересам и как структура способно сыграть немалую роль в разрешении социальных, культурных, организационных и других проблем. Вопрос лишь в том, какую цель мы преследуем и какие задачи ставим?
Принятая в 1993 году Конституция РФ положила начало формированию института местного самоуправления. Местное самоуправление наделено властными полномочиями. Оно призвано регулировать весь спектр общественных отношений, возникающих на территориях определенных муниципальных образований. Со временем территориальное общественное самоуправление получает все большее развитие.
Согласно ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». То есть границы территории могут быть очерчены как подъездом многоквартирного жилого дома, так и жилым микрорайоном или иной территорией проживания граждан.
ТОС — это организация людей, объединенных общей целью – забота о своем доме и отстаивание интересов жителей.
Как отмечают некоторые эксперты, «ТОС — есть наша национальная особенность. Такого института нет ни в одном западном обществе. По своей организационной основе ТОС – это наша русская, дореволюционная община – сельская, крестьянская, казачья, территориально-национальная».
И крымскотатарская, — добавим мы. Вот вам действенный инструмент отстаивания интересов поселков компактного проживания крымских татар.
В последнее время мы стали свидетелями, как всякого рода дельцы обратили свои хищнические взоры на пустующие земли в наших поселках, оставленные в свое время под соцкультбыт. Вдруг эти земли оказались в долгосрочной аренде или стали собственностью отдельных посторонних граждан. Расследование правоохранителей показало поддельность документов, но исправления ситуации пока мы не наблюдаем.
Спонтанное возмущение жителей результатов не дает, но функционировал бы ТОС, защита интересов сообщества была бы более эффективной.
В деятельности ТОС можно выделить 5 основных направлений, которые всегда будут присутствовать в жизни – хозяйственная, финансово-экономическая, социально-культурная, информационная и организационная.
В хозяйственной сфере можно выделить такие направления работы, как содействие созданию организаций для оказания услуг населению, представление в органы местного самоуправления предложений по вопросам отвода земельных участков на территории деятельности органа ТОС; в финансово-экономической сфере — привлечение на добровольной основе средств населения и организаций, создание фондов местной инициативы, касс взаимопомощи и пр; в социально-культурной сфере — организация культурно-просветительной, спортивно-массовой работы среди жителей соответствующей территории, охрана памятников истории и культуры, участие в проведении выборов всех уровней; в информационной сфере — информирование населения о решениях органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии органа ТОС, проведение опросов общественного мнения жителей соответствующей территории по вопросам, затрагивающим их интересы; в организационной сфере — созыв собраний (сходов), конференций граждан для рассмотрения вопросов местного значения, участие с правом совещательного голоса в заседаниях местной территориальной администрации по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории, разработка планов и программ развития соответствующей территории, создание условий для их реализации, представление этих программ органам местного самоуправления.
Как подчеркивают специалисты, основными принципами осуществления территориального общественного самоуправления в поселении являются:
— законность;
— гласность и учет общественного мнения;
— выборность и подконтрольность органов территориального общественного самоуправления гражданам;
— широкое участие граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим их интересы;
— взаимодействие с органами местного самоуправления муниципального образования;
— свобода выбора гражданами форм осуществления территориального общественного самоуправления.
Сложившаяся действительность наглядно нам демонстрирует, что слабое представительство крымских татар в органах исполнительной власти, депутатском корпусе ведет к отставанию от жизни в вопросах обустройства мест компактного проживания реабилитированных народов.
Например, газификация массива Эски-Сарай в с. Пионерское остановилась по непонятным причинам, хотя президент определил задачу газификации домостроений как приоритетную задачу. Отсутствие асфальтированных дорог в поселениях крайне затрудняет жизнь в дождливую погоду. В такой ситуации и замолвить слово во властных коридорах некому. Без своих представителей, заинтересованных лиц как можно участвовать и влиять на распределение бюджетных средств?
Безусловно, ТОС явятся своеобразной школой кадров активистов-общественников. Это будут выходцы из «низов», из народа с определенным опытом общественной работы и государственного мышления.
Данная общественная ниша только осваивается нашим народом, где успели сорганизоваться — уже и результаты налицо. Использование возможностей – мудрая политика.
comments powered by HyperComments