18 ноября в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия в Симферополе открылась выставка «Традиционные ремесла крымских татар».
Во всей теплой, редкостной красоте своей предстали перед гостями выставки вещи, сопровождавшие наших предков в быту: сотканные из шерсти узорчатые килимы, вышитые полотенца, головные покрывала-марама, гончарные изделия, медная посуда (гугумы, джезве), прялка и другие предметы быта.
На выставке представлены экспонаты из фондов музея, а также изделия, выполненные Абдуджемилем Аблаевым — дедом сотрудника Крымскотатарского музея — из его коллекции плотницких инструментов (рубанки необычной формы, пилы и др.). Он изготовил их и работал с их помощью в первые годы депортации в Узбекистане.
Удивительная черта ремесленных изделий крымских татар — почти все они украшены узорами — стародавние крымскотатарские мастера, будь то ткачи, вышивальщицы, медники и др., виртуозно и со значением украшали национальными орнаментами свои изделия, и декоративные, и даже утилитарные — каждый узор являл собой одновременно символ, оберег и украшение.
О выставке крымскотатарских традиционных ремесел рассказала заведующая отделом выставочно-экспозиционной деятельности и работы со СМИ Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Шефика АБДУРАМАНОВА:
— В Крыму в прошлые века бытовало около 70-ти традиционных крымскотатарских ремесел (только в Бахчисарае в XVIII-XIX вв. было 517 лавок мастеров). Многие виды ремесел на сегодня утрачены. Огромный урон развитию ремесел нанесли вынужденные эмиграции крымских татар в XVIII-XIX вв., окончательным ударом явилась депортация 1944 года.
В современных условиях изюминкой воспринимается консерватизм традиционных ремесел (ручное изготовление изделий и отсутствие новых технологий).
Из основных видов ремесел крымских татар можно отметить производство медной посуды (она выставлялась в домах крымских татар напоказ, являлась лицом дома, хозяйки, имела и декоративное и утилитарное значение).
Было развито гончарное производство (древние гончарные печи обнаружены во многих местах в Крыму (Саблы, Сеитлер и др.). Поскольку гончарная посуда недолговечна, в отличие от медной, украшалась она скромно и имела бытовое назначение. В больших глиняных сосудах хранили зерно, в сосудах различной формы (бардакъ) хранили масло, молоко, соленья и др.). Изнутри сосуды покрывались глазурью. Глиняные цветочные горшки (гуль череп) украшали каменные дворы и окна домов крымских татар — уже тогда у крымских татар был развит самобытный ландшафтный дизайн.
Крымские татары изготавливали черепицу для крыш традиционных крымскотатарских построек (иногда черепица покрывалась глазурью), а также керамические водопроводные трубы — в старых частях почти всех современных городов, сел Крыма сохранились образцы и черепицы и труб.
Традиционное для Крыма овцеводство являлось основой для развития ткачества, кожевенного производства. Используя местное сырье (шерсть, кожа, натуральные растительные красители), ремесленники производили ткани, ковры, дорожки (килимы), войлок (кийиз), различные кожаные изделия — обувь (чарыки) и др.
В Крыму ткались хлопчатобумажные, шелковые и льняные ткани, из которых шили одежду, покрывала, полотенца (марама, шербенти) и др.
Как отмечал в своих записках о Крыме турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби, нигде больше не ткали таких легких, тонких тканей из льна (атма), как в Крыму.
Одежду и тканье крымские татары украшали вышивкой.
Национальная вышивка крымских татар уникальна, имеет множество разновидностей (мыклама, татар ишлеме и др.), 20 различных видов стежков (швов).
Еще один вид традиционных ремесел — резьба по дереву.
Ни один крымскотатарский дом в прошлом невозможно было представить без деревянных резных карнизов (сачакъ). Резьбой украшались также деревянные колыбели (бешик), и зачастую входные двери. Узоры на дверях несли сакральный смысл…
Первой фразой речи Номана Челебиджихана накануне Курултая крымскотатарского народа 3 ноября 1917 года в Бахчисарае при большом скоплении народа было: «Дирилерни яшатан олюлердир» («Живых воодушевляют ушедшие») — рассказывает Шефика Абдураманова. — Фундаментом настоящего является прошлое.
Один из первых шагов национального возрождения Номан Челебиджихан видел в создании крымскотатарского музея, директором которого стал, отказавшись от карьеры художника, Усеин Боданинский…
Нам не нужно изобретать велосипед, а следует обратиться взором в прошлое, вспомнить национальные ремесла.
Их возрождение на широкой промышленной основе приведет к возрождению и развитию экономики, национальной коммерции.
Национальные ремесла — это не просто интересная история, не просто экзотический материал, это — основа нашей крымскотатарской ментальности, духовность, мировоззрение и культура.
Данная выставка изделий традиционных ремесел — это информация, способная вызвать резонанс в душах наших соотечественников.
Выставка оставит послевкусие, вызовет новое, глубинное видение огромного пласта культуры крымских татар, работа по этой теме будет продолжаться.
Изделия традиционных ремесел крымских татар свидетельство того, что в душе народа заложена мысль: праздник в жизни можно сотворить своими руками!
Как бы тяжело не жилось крымскотатарскому народу, но во всем: в жилище, в быту, в обиходе его всегда присутствует своя неповторимая эстетика.
Я запомнила высказывание кого-то из российских путешественников прошлого, о том, что крымские татары могут вынести любые трудности, они любят жить, и при первой же возможности они начинают обустраиваться и окружать себя красотой».
Выставка «Традиционные ремесла крымских татар» продлится до конца января 2017 г. В рамках выставки планируется проведение мастер-классов и мероприятий по возрождающимся видам традиционных ремесел.
Адрес музея: г. Симферополь, ул. Чехова, 17.
comments powered by HyperComments