К 95-летию со дня рождения
В Германии, Польше, Франции, в Москве, Киеве и Ташкенте в разные годы произведения Эдема Налбандова исполнялись со сцен престижных концертных залов. Его имя вписано золотыми буквами в историю развития крымскотатарской музыки.
Родился Эдем Налбандов 25 декабря 1926 года в с.Капсихор под Судаком, в г. Карасубазаре окончил музыкальную школу по классу скрипки.
В Марийской АССР, где семья оказалась в результате депортации, будущему композитору довелось работать на лесоповале, позже сторожем и киномехаником. Перед началом фильмов для публики, ожидающей сеанса, играл на скрипке разные мелодии. За его плечами годы усердной учебы в Ленинабадском музыкальном училище, Ташкентской государственной консерватории. Вскоре Эдем Налбандов возглавил крымскотатарский ансамбль, созданный в 1957 году Ильясом Бахшишем. Концертная программа, подготовленная под руководством Налбандова, с успехом была представлена в городах Средней Азии, Азербайджане, Армении, Грузии, Абхазии.
В конце 1960-х Эдем Налбандов писал музыку для кукольного театра Таджикистана, к комедии Юсуфа Болата «Дубаралы той» (эта комедия была представлена на сцене Наманганского театра на узбекском языке), добивался издания сборников произведений крымскотатарской музыки, считая, что детям необходимы ноты музыкальных произведений, чтобы они могли разучивать и исполнять их.
Бекабадское (1976 г.) и Джизакское (1977 г.) музыкальные училища обрели в лице Эдема Налбандова прекрасного педагога, руководителя и организатора. В Бекабадском училище он создал студенческий хор и симфонический оркестр. Хор в 150 человек принимал участие в республиканских телеконкурсах «Мархабо, талантлар!», и во все концертные программы Налбандов старался включать крымскотатарские песни.
Впервые, благодаря Налбандову, с профессиональной сцены на весь Узбекистан прозвучала крымскотатарская народная песня «Танъ йылдызы» в исполнении хора.
Его увлекало многоголосие в крымскотатарском вокальном фольклоре, он подготовил к хоровому исполнению множество фольклорных песен («Танъ йылдызы», «Айненни», «Меджбур олдым» и другие). Он написал песни на слова Эшрефа Шемьи-заде, Сеитумера Эмина, Черкез-Али и других, произведения в разных жанрах, музыку к ряду спектаклей.
Эдем Налбандов собирал и записывал народные песни и мелодии, мечтал создать оркестр крымскотатарских народных инструментов, преподавал в Ташкентском институте культуры.
В 1990 году, защитив диссертацию при Алма-атинской консерватории, получил звание доцента. По его инициативе в Союзе композиторов Узбекистана открылась секция крымскотатарской музыки, которую он возглавил.
В 1992 году Налбандов привез партитуру пьесы «Дубаралы той» в Крым, и воссозданный крымскотатарский театр с энтузиазмом приступил к ее постановке. Премьера имела успех и была восторженно принята зрителями.
Вернувшись с семьей в 1993 году на родину, Налбандов с единомышленниками открыл кафедру музыкального воспитания в Крымском индустриально-педагогическом университете, преподавал в Симферопольском музыкальном училище.
Вся жизнь композитора, педагога, члена Союза композиторов Украины, Заслуженного деятеля искусств Украины, лауреата Государственной премии Крыма (1997 г.) Эдема Налбандова была посвящена сохранению крымскотатарской культуры и музыки.
«Поэма для виолончели», «Рапсодия», Баллада «Ноктюрн», «Сёзсиз йыр» для скрипки и фортепиано, одноактный балет «Большая свадьба», экспромт «Эхо гор» и другие песни и мелодии Эдема Налбандова, его научные труды о музыке, учебное пособие по музыке для детей, ряд музыкальных сборников, сборник крымскотатарских народных песен в соавторстве с Ильясом Бахшишем (1997 г.), музыкальный букварь для детей «Музыкада басамачыкълар» («Ступеньки в музыке» (1998 г.) пополнили сокровищницу музыкального искусства крымских татар.
comments powered by HyperComments