Курс валют USD 0 EUR 0

Вечное песенное искусство крымских татар

Комментариев: 0
Просмотров: 1 192

 

Татарлыгъым

Земля татар — тобою я рожден,

Любима с колыбели мною,

В разлуке жить с тобой надолго обречен,

Но не по собственной же воле.

Где б ни был я, покоя нет.

Судьба народ так разбросала.

Его надежда, вера, красота

Цветку подобно увядала.

(Отрывок из стихотворения Шевки Бекторе, перевод Наджие Филимоновой)

 

В творческой шкатулке народного вокального ансамбля «Эбедиет» (г.Бахчисарай) огромное количество наград — всекрымских, международных фестивалей и конкурсов.

Энергия и харизма, профессионализм и неиссякаемое трудолюбие художественного руководителя ансамбля Наджие Филимоновой вывели ансамбль по золотой дорожке к высотам вокального искусства.

Одно перечисление побед и наград участников ансамбля за последние годы занимает громадное количество времени.

Вот только некоторые из них:

Х международная олимпиада (2012 г., Турция) — золотую медаль завоевала вокалистка ансамбля «Эбедиет» Мавиле Мухтаримова, серебряную медаль за исполнение крымскотатарской народной песни взяла Эльвина Юлдашева.

На международном конкурсе «Татлы сес»-2013  1-е место заняла Халиса Аблаева.

Серебряную медаль с международной олимпиады из Турции в 2013 году привезла Мерьем Ягъяева.

3-е место в международном фестивале «Будяк сеслер»-2014 (Молдавия) заняла Эльзара Исагалиева.

2-ю премию на международном фестивале кино получила Яна Криштофор. И таких побед — целое созвездие.

В 2015 году Мустафа Алиев победил в конкурсе патриотической песни (г. Симферополь), он единственный из 40 участников исполнил песню на крымскотатарском языке.

Он же получил Гран-при II Республиканского фестиваля-конкурса крымскотатарской культуры «Кефе гуллери»-2016 (апрель 2016 г., Феодосия), хор ансамбля «Эбедиет» — 1 место и другие награды.

«Кто, если не мы сами, будет популяризировать крымскотатарскую песню?» — Наджие Филимонова — неутомимый, требовательный педагог —  взволнованно и с гордостью рассказывает о своих талантливых воспитанниках.

Сильные красочные голоса вокалистов «Эбедиета» украшают любую сцену. По максимуму усвоившие знания и овеянные энергией своей наставницы, участники ансамбля ярко и неординарно (блестящая школа Наджие Филимоновой!) преподносят свое творчество благодарному зрителю.

Наджие Филимонова104

Н. Филимонова со своими воспитанницами

 

Народный вокальный ансамбль «Эбедиет» начал свой творческий путь в 2004 году, в 2007 году получил звание народного. В репертуаре ансамбля — крымскотатарские народные и авторские песни в сольном и хоровом исполнении. Кредо ансамбля — изучение крымскотатарской вокальной культуры, популяризация песен, народных традиций — в обрядовых сценках.

В копилке ансамбля «Эбедиет» литературно-музыкальные композиции, посвященные летчику-герою Аметхану Султану, разведчице Алиме Абденнановой, фольклорная композиция «Той мерасими» и другие, в которых помимо вокала используется разговорный жанр. Постановки осуществляются совместно с танцевальным ансамблем «Авдет» (рук. Ава Азаматова), инструментальными ансамблями «Хансарай», «Бахчисарай».

Первой песней, исполненной участниками на сцене, была песня композитора Мемета Арсланова «Эбедиет».

— По названию первой песни я и назвала наш ансамбль, — говорит Наджие Филимонова. — Первые мои ученицы и ученики уже сами стали преподавателями, студентами. Критерии отбора у меня строгие. Если приходят дети петь в ансамбль, полгода присматриваюсь к их творчеству…

Обучение вокалу зависит от восприятия ребенком музыки, от дара, бывает сложно… Дети приходят, увлекутся, втянутся… Много слушают записей мастеров крымскотатарского вокального искусства (песни в исполнении Сабрие Эреджеповой, Зейнеб Люмановой, Урие Керменчикли, Сеитаблы Меметова и других). Очень важно привить детям культуру вокала, необходимо правильное произношение слов любого из крымскотатарских диалектов. Большое внимание уделяем классическому репертуару, зарубежной, русской музыке.

Я думаю, много учеников еще придут, много последователей будет. Участники ансамбля уже не слушают дешевую музыку, их интересуют серьезные авторы.

Самое главное в нашей работе — узнать и нести дальше искусство, традиции. Все мои надежды связаны с будущими поколениями крымских татар. Если мы воспитаем достойные поколения, будет у нас достойная старость.

Наши учителя прививали нам любовь к искусству, и мы должны передать эстафету дальше, — говорит Наджие-ханум.

 

Наджие Филимонова вспоминает: ее семья жила в Бекабаде (Узбекистан) и тесно общалась с участниками крымскотатарского национального движения Джеббаром Акимовым и Османом Эбасановым (тетя ее — Леннара Мамбетова и мама Рефиде также всю жизнь были в национальном движении).

— Джеббар-ага и Осман-ага научили меня песне «Татарлыгъым», я училась в музыкальной школе, десятилетней девочкой играла им на фортепиано, они пели, у Джеббара-ага слезы катились из глаз, Осман Эбасанов отсидел в тюрьме срок за то, что пел песни «Татарлыгъым» и «Акъяр»…

Когда Наджие оканчивала музыкальную школу, пришел работать в хор композитор, музыкант и педагог Эдем Налбандов. Вот тут и вспыхнула у Наджие любовь к хоровому пению. Поступила в Бекабадское музыкальное училище, у истоков которого стоял Э.Налбандов, пела в хоре под его руководством песню «Танъ йылдызы», «Хоран» в обработке Налбандова — на правительственном концерте в театре имени Навои в Ташкенте, в начале 1970-х годов. Тогда ташкентский зритель впервые услышал крымскотатарские песни в хоровом исполнении.

После окончания музыкального училища она поступила и окончила Ташкентскую государственную консерваторию им. М.Ашрафи, параллельно работала в Бекабадском музыкальном училище, 11 лет вела хор училища и ансамбль преподавателей.

В Крым Наджие Филимонова переехала в 1988 году, в 1987 году была активной участницей московских событий, когда тысячи крымских татар съехались в Москву на митинги, заставили содрогнуться незыблемые устои режима и озвучили на весь Союз крымскотатарскую проблему.

В 1988 году с трудом удалось устроиться в бахчисарайскую школу преподавать в крымскотатарском классе музыку на крымскотатарском языке, а потом с открытием в городе школы с крымскотатарским языком обучения руководила хором учеников в 150 человек, хором школьных учителей, приезжавших со всего района.

Исполняли исторические песни «Порт-Артур», «Шомпол» и многие другие. В хоре пели учителя, потом приходили заниматься уже их дети.

— Учительница Зарема Аблаева пела в хоре, потом ее дочь — Халиса Аблаева пришла петь… — говорит Наджие-ханум. — А в 2004 году был создан ансамбль «Эбедиет».

В песне Мемета Арсланова «Эбедиет», которую мы исполнили самой первой, говорится о любви к Родине, о стремлении вернуться на родную землю во имя будущих поколений.

Творческих планов у нас много. Изучаем сложные для исполнения народные песни. Хор исполняет «Элиф дедим, бе дедим», «Къара къыз», «Керем» и другие. Планируется участие хора в этнографическом фестивале.

Интересный эпизод был — когда наш ансамбль впервые исполнил песню «Татарлыгъым», после концерта некоторые зрители подходили и просили перевести им слова.

Я тогда сама перевела слова этой песни. И когда мы ее исполняем, то со сцены теперь зачитывается и перевод на русский язык.

Ансамблю «Эдебиет» желаем новых побед и успехов в дальнейшей популяризации крымскотатарского вокального искусства и песенного фольклора!

 

 

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог