Курс валют USD 0 EUR 0

ВЕЛИКОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ НАРОДА

Комментариев: 0
Просмотров: 854

Детьми они пробивались на родину

 

О крымскотатарских первопроходцах опубликовано немало статей, начали издаваться книги. Еще 20-30 лет назад они пользовались заслуженным почтением в крымскотатарском обществе, но со временем их роль стала забываться. В нашем случае, когда мы говорим о первопроходцах, имеем в виду тех соотечественников, кто в числе первых начал возвращаться в Крым в 1960-х годах. Трудности, выпавшие на долю этих людей, беззакония, чинимые в отношении их со стороны советских властей, предстоит еще изучать. И делать это необходимо сейчас, пока живы участники тех событий, той героической страницы борьбы за право жить на Родине. Судьба, как отдельных людей, так и целых семей, сложилась по-разному, и имеется масса примеров самопожертвования ради интересов всего народа.

26 июня в редакции газеты «Голос Крыма new» состоялось мероприятие, посвященное 50-летию возвращения в Крым из мест депортации трех крымскотатарских семей, выехавших из г. Шахрихан в июне 1968 года на Родину. Они, односельчане, выходцы из деревни Озенбаш, взрослые и дети, приземлившись в аэропорту Симферополя, ступив на крымскую землю, упали на колени и, к изумлению присутствовавших, начали ее обнимать и целовать. Слезы радости и горечи перемешались в потоке ощущений прожитых лихолетий и долгожданной встречи с Родиной. Впереди ожидала нелегкая судьба, противостояние с системой, вновь разлука и опять встреча, уже навсегда, с Крымом и устремившимся сюда народом.

Как рассказал инициатор мероприятия Айдер Мустафаев, три семьи — Аталиковы, Тоймазовы и Мустафаевы, воодушевленные Указом ВС СССР «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» от 1967 года, больше не смогли оставаться в Узбекистане и, договорившись, распродав недвижимое имущество, отправились в родные места. Они были первопроходцами. Справедливости ради надо заметить, в 1966 году, сразу после ташкентского землетрясения, уже были зафиксированы случаи переезда в Крым устремленных представителей народа. Глава семейства Мустафаевых – Нури Мустафаев (в будущем муфтий Крыма) вместе с женой, четырьмя детьми, матерью и сестрой с дочерью вернулся на Родину. Средств с собой имелось немного, так как дом в Шахрихане удалось продать всего лишь за 3600 рублей.

По воспоминаниям его старшей дочери Анифе: «Отец готов был уже выехать осенью 1967 года, но начался учебный год, а он, придававший особое значение образованию, решил, что дети должны в нормальном режиме закончить очередной класс. Мы с сестренкой переезд в Крым восприняли как стимул к учебе. Старания были вознаграждены пятерками».

Не сдерживая слез, Эмине Мустафаева, вторая дочь Нури эфенди, продолжила рассказ: «18 мая 1968 г. в Шахрихане проходил траурный митинг. Кругом народ и милиция. Высокого роста мужчина — Энвер-ага Кубединов, взяв меня, ребенка, на руки, посадил на плечо и говорит, чтобы я спела песню отца. А у меня в горле пересохло. «Пой», — кричит он мне. Сжав волю в кулак, я громко запела:

«Догъгъан ерим дагъ- дерелер

Адынъ сорсан — Къырым дерлер…»

Я плачу, женщины плачут. Тогда на митинге я дала себе клятву, что буду жить в Крыму и оттуда просто так никогда не уеду».

В Крыму семья Мустафаевых столкнулась с дискриминацией: не прописывали, не принимали на работу. Добиваясь приема в облисполкоме, пришлось расположиться на ступеньках у входа в здание. Когда дети захотели есть, расстелив дастархан, принялись обедать. Прибывшая милиция увела отца семейства.

Два месяца мытарств и скитаний истощали силы, в первую очередь, пятерых детей. Находившиеся рядом соотечественники начали советовать и настаивать, чтобы семья выехала в Херсонскую область. Сев на электричку, приехали в Новоалексеевку. Нашли выставленный на продажу маленький домик, купили его. Радостям не было предела. Найдя во дворе кусок стекла, использовали его вместо шпателя и терки для оштукатуривания стен. Нури Мустафаев был прекрасным строителем. Беря объекты, он возводил здания, которые до сих пор служат населению поселка: общежитие, почта, школа и др. В свою бригаду набирал работников-крымских татар, не имеющих прописки, которую они затем получали.

Семье Аталиковых тоже не удалось осесть в Крыму, режим выдавливал неугодных. После всех мытарств, они вынуждены были уехать в г.Крымск Краснодарского края. Спустя годы семьи Аталиковых и Мустафаевых породнились, их дети — Энвер и Анифе создали молодую крымскотатарскую семью, в которой родилось трое детей, а теперь, уже на Родине, растут 7 внуков.

Представительница семьи Тоймазовых – Зоре-ханум Ниметуллаева поведала свою эпопею возвращения. В 1968 году ей, матери двоих детей, было 27 лет. Перед выездом в Крым отгрузила трехтонный контейнер, который простоял на станции Симферополь-грузовой 7 месяцев. Когда из иллюминатора самолета стали видны белые домики, мечтала о самом маленьком из них, о чем вслух говорила своему сыну. Ступив на родную землю, очень захотела повидать свое родовое гнездо. Отправилась в деревню Озенбаш. Еще в Узбекистане нас предупредили, что в случае приезда в деревню, на ночлег ни к кому не проситесь, все равно не пустят. Только есть одна семья, которая его предоставляет. Мы направились прямо к ним. Мне уже показали наш дом, и рано утром я пошла к нему. Душили слезы, сжималось сердце, облокотившись на штакетник, замерла в каком-то ожидании. В этот момент на пустынной улице показался участковый. Запросив мои документы, потребовал в течение 3 часов покинуть территорию Озенбаша. А сколько унижений предстояло пройти в различных инстанциях. Во время хождения по коридорам власти девушкам насмешливо предлагали выйти замуж, теперь уже за местных парней, и менять фамилии, чтобы прописаться. Ребенок болел и требовал ухода, который в создавшихся условиях обеспечить было невозможно. Пришлось уехать в Крымск, осесть там, построить дом и вновь его продать, чтобы в 1988 году окончательно вернуться на Родину.

Гость мероприятия, один из руководителей Совета старейшин «Намус» Темур Челебиев, вернувшийся в Крым с семьей в 1977 году, рассказал, как его отцу Батталу-ага Челеби пришлось четыре года добиваться прописки. Ему, школьнику, выдали аттестат об образовании, но паспорт не дали и пришлось ехать поступать в Москву со свидетельством о рождении. Документы приняли, а после успешной сдачи экзаменов зачислили в вуз, временно прописали в общежитии и выдали паспорт. Таковы перипетии судьбы.

Возвращение в Крым легко не далось, — говорили выступающие. Сколько оказалось сломанных судеб и обманутых надежд, не доживших до счастливого дня возвращения и обустройства. Лучшим вознаграждением для себя посчитали присутствующие – это жить на Родине. Как заметил главный редактор газеты «Голос Крыма new» Эльдар Сеитбекиров, необходимо тесное сотрудничество с Крымскотатарским музеем культурно-исторического наследия для открытия специального фонда и начала сбора фотографий и материалов по теме «крымских первопроходцев».

 

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог