Всколыхнувшие крымскотатарскую общественность события последних недель, связанные с изданием учебного пособия по истории Крыма, где дана одиозная оценка периода Великой Отечественной войны, вновь напомнили народу о массовых репрессиях, обоснованных клеветой. Развернувшиеся дискуссии в коридорах власти, СМИ, социальных сетях снова продемонстрировали живучесть идей гонения на крымских татар. В мире подобных прецедентов немало, когда народы, прошедшие через этноцид, сталкивались с попытками оправдать их преследование и убийство, поэтому реакция потерпевших следует соответствующая их положению и возможностям. Например, евреи добились того, что за антисемитизм и отрицание Холокоста в некоторых странах граждане несут уголовную ответственность.
В СССР, а ныне России, несколько народов, имеющих свои национально-государственные образования, подверглись огульному оговору в массовом коллаборационизме и высылке. Позже, восстановленные в правах, они смогли вернуться на родину. В этой связи интересен опыт подготовки учебников в Чеченской, Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республиках. Их дети в школах тоже изучают массовый коллаборационизм своих предков в период Второй мировой войны?
Издание «учебника раздора» впервые, начиная с 2014 года, вызвало столь единодушную реакцию различных общественно-политических течений в крымскотатарской среде. На общей платформе сошлись позиции открытых оппозиционеров, провластных политиков, а также деятелей образования и культуры, таких как председатель Объединения крымскотатарских работников образования «Маариф» Сафуре Каджаметова и председатель Союза крымскотатарских писателей Урие Эдемова, обратившихся в официальные инстанции с требованием изъятия учебника. Возмущению народа не было предела. Сама ситуация продемонстрировала необходимость готовности вызовам времени, при этом помня, что силы накапливаются годами. Знакомясь с реакцией соотечественников в социальных сетях, сразу определяешь, где эмоции, а где компетентность и наука. Сугубая ненависть в таких делах не помощник. Оппонента можно обозвать, выразить свое презрение, но весомость слова базируется на знаниях и аргументах. Можно быть высокообразованным человеком, интересоваться проблемой, много читать, но даже в таком случае ваши знания будут ограничены изданной и прочитанной литературой. Наука же на месте не стоит, новые исследования двигают ее вперед. Вопрос лишь в том, кто и какие цели ставит перед ней? Если твои оппоненты, день и ночь работая в архивах, находят новые свидетельства, чтобы избирательно применить их против тебя, а ты, лишь созерцая, живешь своей жизнью, приумножая личный доход, то завтра из-за изменений отношения к тебе ты можешь всего лишиться. Такое в истории случалось не раз. Людей, занимающихся наукой, не так уж много. Годы учебы в университете, аспирантуре, защита диссертации требуют немалых финансовых затрат. Вставшие на путь науки по причине отсутствия средств не всегда достигают цели. Возникшая ситуация с учебным пособием оголила проблему и наглядно продемонстрировала важность наличия специалистов в различных областях. Те, кто находится у власти, просто обязаны покровительствовать науке, а бизнес поддержку научных проектов может определить для себя благородной миссией.
Скандал, разгоревшийся вокруг учебного пособия по истории Крыма, еще раз продемонстрировал важность развития исторической науки у крымских татар и сохранения СМИ.
comments powered by HyperComments