Курс валют USD 0 EUR 0

Ярмарка народных ремесел: Работать так, как требует время

Комментариев: 0
Просмотров: 114

Ко Дню народных художественных промыслов

«Между нами много ремесленников. Мы шьем шапки, шубы, разную обувь, делаем ножи, котлы и казаны, выделываем кожи, сафьян, прядем шелковые материи, ковры и прочее­. Но все работы, ремесла наши исполняем старыми орудиями и производим на старый, не модный манер. <…> Чтобы поднять ремесла, надо улучшить орудия производства; надо работать так, как требует время. Для этого нам нужно открыть ремесленные медресе, чтобы дети наши учились бы и наукам и полезным ремеслам, и искусствам», — писал когда-то И.Гаспринский.
Еще более века назад целесообразность сохранения­ и развития народных ремесел осознавали передовые­ ­умы Крыма. Представитель Бахчисарайского мусульманского благотворительного общества, председатель городской думы Сулейман-мурза Крымтаев инициировал тогда открытие в Бахчисарае художественно-промышленной школы. А выпускники Строгановского училища Абдурефи Абиев и ­Усеин Боданинский  разработали ее проект.
В 1917 году Временный крымский мусульманский исполнительный комитет выделил 2000 рублей на оборудование столярно-резной мастерской. Еще 3110 рублей были собраны добровольными пожертвованиями на открытие школы. Программа ­обучения приравнивалась к пяти классам гимназии, и с годами при школе открывались классы и мастерские­ по различным специальностям: вышивальное, ткацко-ковровое, чеканка металлов, выделка кож, сафьяна и гончарное производство. Спустя десять лет школа была переименована в Бахчисарайский кустарный художественно-промышленный техникум народов Востока. В ней обучались ежегодно более ста студентов из коренного населения Крыма и других регионов. В конце 1930-х годов техникум из-за нехватки помещений был переведен в Феодосию и вскоре закрыт.
Война, за ней насильственное выселение коренного народа Крыма, казалось бы, на корню подрубили народное­ творчество и ремесла. Народ вынужден был выживать на чужбине, его мастеровитость и трудолюбие­ нещадно использовались на физически сложных и опасных производственных участках Центральной Азии и Урала. За полувековое изгнание­ многое из тонкостей некогда славившихся на весь мир мастеров было безвозвратно ­утеряно. Еще пару десятков лет назад сложно было отыскать в Крыму традиционную утварь, национальную ­одежду, фесы, мараму и калпак, кисеты и Коран-къапу, ­украшения.
Сегодня на родине усилиями энтузиастов, мастеров, предпринимателей и художников, к счастью, возрождаются народные промыслы. Всем хорошо известны «Dervish evi» и Рустем-уста Дервиш, который воссоздает старинную­ крымскотатарскую медную посуду. Много лет назад он коллекционировал разнообразные джезве из разного материала, которые­ производились где ­угодно, но только не в Крыму, потому что мастеров не было, технологии утеряны, и он решил возродить это ремесло на родине, создав мастерскую­ по изготовлению медной посуды.
На днях в Республиканской крымскотатарской библиотеке им.И.Гаспринского прошла этнографическая выставка «Алтын мирас» («Золотое наследие»), на которой были представлены более 80 работ: национальные женские головные уборы – фес, вышитые­ головные покрывала – марама, футляры для хранения­ Корана, крымскотатарские пояса, нарукавники, дамские­ сумочки. Экспонаты предоставили мастерицы любительского объединения «Творческая лаборатория «К истокам», основателем и руководителем которой является вышивальщица Хатидже Юнусова. Главным направлением лаборатории является возрождение крымскотатарской вышивки и, по словам ее руководителя, сегодня важно суметь передать потомкам техники, которыми владели мастерицы 100—200 лет назад. Через вышивку к своим истокам обратились вышивальщицы разного возраста и разных профессий. Для кого-то это стало не просто увлечением, а смыслом жизни и творчества. К примеру, ­Алие Измайлова увлеклась вышивкой три года назад и ради нее­ ­оставила должность замдиректора школы.
Это творчество настолько дает уверенность, внутреннюю­ гармонию, ощущение­ причастности к национальной культуре. Техники «мыкълама», «букме», «татар ишлеме», рисунки, орнаменты, их глубокий смысл в сегодняшний век, когда все можно купить, приобретают особую ценность — ценность ручного труда, передающего тепло и энергетику мастера, отмечают все, кто нашел себя в народном творчестве.
Вернувшийся на родину народ старается осваивать и возрождать разные ремесла, проводятся мастер-классы. Есть мастера, освоившие­ технологию тканья килимов, ­шитья национальных каракулевых головных уборов – калпак, гончарное, медное, войлочное производста, роспись по стеклу, вышивку.
На днях в г. Эски Кырым (Старый Крым) была представлена новая коллекция платьев в крымскотатарском стиле. На ее создание вдохновило платье, которому более 120 лет. Оно хранится в местном музее истории, быта и культуры крымских татар. На выставке в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия 15 мастеров представили кукол в национальной ­одежде. Можно надеяться, что народное творчество будет расти и развиваться.

comments powered by HyperComments
Loading the player ...

Анонс номера

Последний блог