В ноябре прошлого года депутат Госдумы Руслан Бальбек внес на рассмотрение парламента законопроект №19905-7 «О внесении изменений в статью 8.1. Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Законопроект направлен на расширение перечня документов, на основании которых возможно получение справки о реабилитации.
Как указывалось в пояснительной записке к тексту законопроекта: «У граждан, подлежащих реабилитации, при получении справок о реабилитации возникают затруднения, связанные с безосновательной задержкой предоставления в МВД России необходимых документов из МВД Узбекистана, что является препятствием для реализации права граждан на реабилитацию, и что уже повлекло за собой многочисленные обращения и жалобы граждан в адрес Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Государственного совета РК и в адрес Совета министров РК». В свою очередь, предлагаемые законопроектом изменения позволили бы гражданам получать справки о реабилитации без обращения МВД России в МВД Узбекистана.
Первоначально прохождение проекта закона в Госдуме не встречало проблем. В поддержку подготовленного Р.Бальбеком документа выступил думский комитет по делам национальностей. 6 декабря Совет Госдумы принял решение направить законопроект в различные органы государственной власти для подготовки отзывов, предложений и замечаний. Они должны были направляться в срок до 23 января этого года в думский комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, который должен был подготовить законопроект к рассмотрению Думой, предварительно намеченному на май.
Законопроект Р. Бальбека получил положительные отзывы от Парламента Кабардино-Балкарской республики, Думы Астраханской области и Законодательного собрания Вологодской области. Считать принятие закона нецелесообразным постановило Законодательное собрание Алтайского края.
В январе список инициаторов законопроекта был расширен. Соавторами Р.Бальбека стали значиться депутаты Д.Ламейкин и А.Догаев, представляющие в Думе Краснодарский край и Чеченскую республику.
18 мая свой официальный отзыв на законопроект представило Правительство Российской Федерации. В отзыве, подписанном вице-премьером, руководителем аппарата правительства РФ Сергеем Приходько, отмечается, что «направленность законопроекта заслуживает внимания», однако «Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается».
Правительственных чиновников смутило положение законопроекта о том, что по заявлениям заинтересованных лиц и общественных организаций «органы прокуратуры и внутренних дел проверяют материалы уголовных и административных дел, а также иные предоставленные заявителями документы, на основании которых составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче».
«Предлагаемое законопроектом понятие «иные предоставленные заявителем документы» в законодательстве Российской Федерации не определено. При этом из содержания законопроекта и пояснительной записки к нему невозможно сделать однозначный вывод, на основании проверки каких иных документов, предоставленных заинтересованными лицами или общественными организациями, следует составление заключения и выдача справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщение об отказе в их выдаче соответственно, а также порядок и сроки вышеуказанной проверки», — говорится в отзыве федерального правительства.
13 июля Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов по просьбе Р.Бальбека вернул ему законопроект для доработки с учетом замечаний, отмеченных в официальном отзыве правительства. 21 июля новая редакция законопроекта была внесена в Думу. Теперь вместо слов «иные предоставленные заявителем документы» в нем говорится «предоставленные заявителями документы, содержащие сведения об основаниях реабилитации».
«Актуальность законопроекта именно в такой редакции обусловлена тем, что справка о реабилитации может быть выдана не только на основании материалов уголовных и административных дел, но и в соответствии с теми документами, которые содержат сведения об основаниях реабилитации и которые находятся на руках у заявителей. Что существенно сократит время получения справки о реабилитации. Фактически, согласно ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», заявитель вправе получить готовую справку о реабилитации в течение всего одного месяца с момента подачи заявления. Вопрос о достаточности или недостаточности или о недостоверности в предоставленных документах сведений об основаниях реабилитации будет решаться органами прокуратуры или внутренних дел. В случае признания сведений недостаточными или недостоверными принимается решение об отказе в выдаче справок о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации, либо пострадавшими от политических репрессий, а потому такие решения могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», — говорится в новой пояснительной записке к законопроекту.
Каким будет судьба законопроекта в новой редакции — неизвестно. Однако пока принятие столь важного для многих тысяч крымских татар закона затягивается.
comments powered by HyperComments