Национальная культура оказалась той силой, не давшей репрессированному крымскотатарскому народу в местах ссылки раствориться среди пестрого населения республик Центральной Азии. Веками формировавшаяся в Крыму национальная культура вобрала в себя память народа, позволяющая ощущать связь времен и поколений, нормы поведения, характеризующие духовную жизнь крымского сообщества. Стремление к сохранению языка, определенного уклада жизни, веры, обычаев и обрядов, фольклора, типов семейных отношений, особенностей воспитания детей и т.д. — способствовало тому, что в период тотальной дискриминации удалось укрепить собственную идентичность и после возвращения начать возрождать когда-то утраченное в условиях вновь обретенной родины. Как принято заявлять: «Национальная культура — это высочайшее достижение того или иного народа».
Воссоздавать в Крыму очаги национальной культуры пришлось в неимоверно трудных условиях — при отсутствии нормальной материальной базы и низкой оплате труда. Театр, библиотека, музей, ансамбли, СМИ появились и функционировали благодаря подвижничеству деятелей. Для многих работа в них стала смыслом всей жизни. В старых помещениях, зачастую не отапливаемых, без элементарных условий, зарождалась жизнь учреждений, призванных развивать и приумножать национальное богатство. Развитие происходило в борьбе и работе, а кадры ковались годами.
Вопрос подготовки кадров никогда не терял своей актуальности, профессионалы были востребованы во все времена. Сочетание природного дара и полученного образования, усердие и трудолюбие превращали молодого артиста в любимца публики, рядового специалиста — в мудрого профессора, пишущего первые строки журналиста — в аналитика, к которому прислушивается народ. Каждый из них ценен для общества. Кадрами не разбрасываются, их растят и лелеют.
При существующих правилах, для должностных лиц предусмотрена ротация, поэтому, будь ты министром, директором, начальником, твоя должность переназначаема. Логически, со сменой руководителя ожидают улучшения качества работы, вливания дополнительных сил, новых концепций развития. Но когда ожидания не оправдываются, стоит призадуматься тем, кто осуществляет эти должностные перестановки. В крымской действительности такая ситуация в последние годы наблюдалась в ансамбле «Хайтарма» и Крымскотатарском академическом музыкально-драматическом театре. Не был продлен контракт с певицей Аксаной Аметовой, вследствие чего она лишилась работы, не нашли применения в свое время блиставшей на сцене Заслуженной артистке Украины Муневер Муслядиновой, колоритному танцору Рамису Юсупову и другим артистам ансамбля. Из Крымскотатарского театра ушла несогласная с кадровыми перестановками большая группа ведущих артистов. Каждая из сторон будет доказывать свою правоту, но в конечном итоге пострадала крымскотатарская культура. Какие бы аргументы не звучали в пользу «незаменимых людей нет», здесь стоит заметить, что «золотые голоса» каждый год не рождаются. Не востребованным оказался потенциал учителя учителей крымскотатарского танца Ремзие Баккал, больше не работает с профессионалами балетмейстер Мунир Аблаев. Чиновники будут оперировать суммами выделенных средств на деятельность учреждений культуры, но насколько для них будет значим вопрос соответствия национальному духу, колориту поставленных программ. Артистам необходима поддержка, и не следует противопоставлять их друг другу. Работа государственных и частных коллективов имеет общую цель – развитие национальной культуры, удовлетворение духовных потребностей народа.
comments powered by HyperComments