Выставка как творческий отчет в ожидании Великого Хана
Исмет ШЕЙХ–ЗАДЭ
Итак, экспозиция свернута, трехнедельный выставочный проект завершен… Теперь, благодаря газете «Голос Крыма new», в форме традиционного творческого отчета от «первого лица», решил поделиться с вами своими главными чаяниями и мыслями, которые подвигли на создание этого выставочного проекта. Но можете воспринять это эссе и как некий путеводитель по ханской ставке, в которую на время выставки превратилось здание Союза Художников Крыма.
Само название — «Отражая классику» — объясняет ориентацию на высокие образцы национального и мирового искусства при создании авторских произведений. Системный отбор и подчинение единой концепции – вот что стало критерием профессиональной самоидентификации и попытки создать пространство эксперимента и диалога в хорошо знакомых стенах на Карла Маркса, 15.
Структура экспозиции делилась по нескольким тематическим частям, которые были размещены в соответствующих залах. Стоит отметить, что отдельным корпусом были представлены фотопостеры классических памятников Бахчисарая, которые так или иначе нашли отзвук в представленных произведениях. При входе зрителя сразу же встречал пласт исследований по неизвестному Микеланджело. Скрытые ранее произведения мастера, обнаруженные в Крыму еще в 2010 – 2011-м гг. на базе предварительных открытий профессора Крымского медицинского университета, доктора биологических наук Константина Ефетова. Были продемонстрированы синтезированные копии в масштабе один к одному, архитектурные развертки и коллажи. Зритель мог наглядно ощутить объем и формат фресок великого мастера, выполненных 500 лет назад в Сикстинской капелле. Отдельными блоками были показаны произведения, созданные для выставок в Московском манеже и в академии Мимара Синана в Стамбуле.
Проект №60 «Из тени в свет перелетая» галереи «Крымское ханство» объединил в единое целое Строгановскую академию и университет Монаша, соответственно, Москву и Мельбурн – мегаполисы северного и южного полушарий. Вводный зал был посвящен двум проектам, адресованным Парижу и Москве: «Гюрза альтернативный Георгий» и «Бахчи-Париж». Первый касался темы святого Георгия как покровителя и геральдического символа Москвы. Второй – «Историческая ось Парижа от Ренессанса до хай-тек», где в условно объединенном пространстве единой исторической оси двух столиц – Франции и Крымского Юрта, нанизаны объекты Бахчисарая и Парижа с XV по XX вв.
Центральный зал выставки был посвящен живописным произведениям, в разное время выполненным по мотивам мировой классики от Леонардо да Винчи, Рембрандта и образцов китайского фарфора до русского рисованного лубка. Это живописная серия «Шелковый путь», два портрета: «Его высочество наследный принц Крыма и золотой орды Джеззар Раджи Памир Гирей» и «Принцесса кючук Istanbula». Картина 1996 года «Капитолийская Акбара» с использованием шерсти волчицы из Московского зоопарка. Полотно, выполненное жирной темперой «Хамсе» (пятерица) как курс лекций в знаменитом Зынджырлы медресе. Ей вторила композиция – портрет нашего деда Номана Шейх-Задэ как выпускника этого учебного заведения.
Центральная стена всего зала была посвящена трем холстам. По флангам – «Птица Феникс» и картина «Дом моей бабушки» 1989 года. Это самое раннее полотно всей выставки. Следующая картина — «Блудный сын» – это автопортрет с мотивами бахчисарайской эпитафии золотого фонтана Каплан Герая.
Ну, и центральным звеном всего выставочного проекта стал «Парадный портрет Ислама Герая III». Монументальное полотно (размером два на два с половиной метра) выполнено в технике конных портретов Диего Веласкеса середины XVII века и было создано на основе оригинального оттиска гравюры Балтазара Монкорне 1650 г. из коллекции крымского исторического музея «Ларишес». Следует отметить еще одну сквозную линию соответствий – своеобразное шествие придворных мастеров различных эпох и национальных школ.
Следующий зал логически продолжала тема ханского дворца или некоего условного пространства установки трона и протокольных регалий великого хана на современном этапе. На основе уникального документа конца XVII в. – мореходная карта Черного, Мраморного и Азовского морей на крымскотатарском языке из московского архива древних актов, создана четырехметровая композиция «Коронационная ладья-компас Великого Хана», размещенная внутри розы ветров диаметром 6 метров. Композиция включала антикварные предметы военно-морской навигации: британский компас XIX в., шлюпочный компас и корабельный барометр начала XX в. Доминанта всей ладьи – двухчастное полотно, выполненное в течение фестивалей в Барселоне и Махачкале – крайних берегах европейского континента. Корпус архивной документации продолжало пятиметровое полотно «Тахт ортусы» (покров престола), на фоне которого должен расположиться трон Великого Хана. Сам покров – это копия двух дипломатических актов из крымского архива и архива древних актов в Москве – ярлыка Сахиб Герая 1549 года и мухаббет-наме Ислама Герая III Алексею Михайловичу Романову 1653 года. В структуре полотна ярким Нишаном и крупной золотошвейной тугрой прописаны имена и императорские титулы шести ханов Крымского юрта Великой Орды. Периметр всей конструкции – индонезийский бамбук, привезенный с крайних рубежей империи Чингисхана.
Кроме архивных и музейных сокровищ, Москва имеет целый ряд архитектурно-художественных памятников, напрямую связанных с Крымским Юртом и престолом Гераев. Этому посвящалась композиция «Московское время» с фиксацией сакрального центра российской столицы. Но и Подмосковье имеет удивительный объект, как «малый слепок» ханского дворца не точным подобием, а своей духовной структурой.
Картина «Небо над Середниково» посвящена уникальному памятнику классической русской усадебной архитектуры – родовому гнезду М.Лермонтова и П. Столыпина, усадьбе Середниково. Картина была создана по результатам творческой поездки в Москву студентов крымской академии строительства и архитектуры в феврале 2019 года.
Рядом с коронационной ладьей был представлен в виде репродукции гобелен «Соломон», вытканный в Москве при кураторстве старейшего художника МОСХа, нашей Зулейхи-ханум Бекировой и с участием команды мастеров – исполнителей из Грузии, Украины и России в 1995 – 1997 гг. Посвящен гобелен вековой мудрости библейского царя-миротворца. Прообразом для Соломона послужила личность Эльхадж Селим Герая IV. Одновременно с этим, тема Соломонова Храма отсылает нас в самое начало, к порогу выставки «Отражая классику».
Сразу при входе зрителя встречала парная композиция «Амбивалентная симметрия планеты», где на основе указанных открытий в творчестве Микеланджело был обнаружен алгоритм колоссальных сооружений человеческой цивилизации, выстраивающих единый храмовый комплекс планетарного масштаба.
…Такова общая топография выставочного проекта, который, надеюсь, зрители еще смогут увидеть, но уже в других залах и экспозиционных площадках…
…Хотя, как знать, возможно, и на своем родном месте – тронном зале Великого Хана в престольной крепости нашей – Бахчисарае /богохранимом/!*
* – традиционная форма завершения ярлыков-писем крымских ханов иностранным государям (РГАДА, фонд 123)
Этот проект не состоялся бы без любви и чуткости моих родных и близких!
Благодарю всех друзей за помощь и участие!
Особая признательность: Ренату Абдулину, Рефату Абдужемилеву (работа с архивными источниками), Ризе Абдужемилеву (визуальные программы, обработка файлов), Айдеру Абибуллаеву (гончарное искусство, керамика (работа в материале), Асану Абдуллаеву (монтаж экспонатов, ЧПУ-дизайн), Рустему Аблаеву (доэкспозиционная подготовка экспонатов, монтаж), Наиле Бекировой (дизайн, монтаж, допечатная подготовка), Вели Вейсову (текстиль, термопринт), Дмитрию Донцову (монтаж в залах СХ), Мехти Исламову (работа с драгоценными металлами), Серверу Какуре – звук, микрофон (ансамбль «Къырым»), Сергею Касьяненко (доэкспозиционная подготовка экспонатов, монтаж), Венере Курмаевой (вышивка, текстиль, шитье), Дмитрию Макееву (фото, дизайн-макет плаката), Гераю Музафарову (полиграфия), Тавриду и Эльзаре Музафаровым (содействие, менеджмент), Кемалу Таймазу (транспорт), Ленузе Тархан (экспозиционная обработка масштабных полотен), Андрею Хуттеру (кузнечное мастерство, работа с металлом, монтаж), Эльвису Идрисову, Сергею, Игорю, Саше (транспорт, монтаж), Чингизу Якубову (техническое содействие, монтаж). За спонсорскую помощь: Р.Ильясову, Д. Кайданову, Э. Нафиеву, Рустему, Марлену К., Ш.Халилову, Л. Мусаеву, Х. Шейх-Задэ.
comments powered by HyperComments