Успехи крымскотатарских деятелей культуры и искусств вызывают большую радость в среде журналистов, спешащих поделиться новостью с общественностью. Колоссальный, кропотливый труд и природный дар, сведенные воедино, становятся основой для рождения новых произведений, призванных донести до современников эхо веков и украсить нашу действительность.
Имя композитора крымскотатарской академической музыки Мерзие Халитовой известно далеко за пределами Крыма. Ее произведения звучат в исполнении известных оркестров, ими наслаждаются слушатели столичных городов. Поводом к очередной встрече с нашими читателями послужило присвоение ей в конце 2022 года звания профессора. А сегодняшнюю беседу мы больше посвятили проблемам в музыкальном образовании и развитии искусства.
— Как нам стало известно, приказом Министерства науки и высшего образования РФ вам присвоено ученое звание профессора по специальности «Виды искусства». Это результат исследовательской деятельности?
— Учитывая направления моей деятельности, это результат не только исследовательской, а, прежде всего, всей творческой работы. Я преподаю в вузе, нахожусь в ученой среде, и острие моих научных интересов обращено к крымскотатарской музыке, уходящей вглубь веков.
Особый интерес вызывает первая половина XX века. В тот период жили и творили ряд известных крымскотатарских композиторов: Асан Рефатов, Яя Шерфединов, Абибулла Каври и Ильяс Бахшиш. Исследуя их жизнь и творчество, я подробно разбираю созданные ими симфонические и вокальные произведения, делаю их музыковедческий анализ. Эти четыре композитора, начиная с Асана Рефатова, являются основоположниками крымскотатарской академической музыки.
Музыка более раннего ханского периода классифицируется как классическая дворцовая, но эта была другая музыка. Она написана для традиционных национальных инструментов: саз, баглама и других, которые были приняты в общетюркском мире. А если говорить об оркестровой, о музыке, свойственной европейскому академическому пониманию, появление ее у крымских татар относится к началу XX века.
Регулярно выходят мои научные публикации, являюсь автором учебного пособия, по которому учатся студенты. Имею звание Заслуженного деятеля искусств Украины, обладаю множеством престижных премий за победы на конкурсах среди композиторов. Я пишу разножанровую музыку, но любимое направление – концертная музыка и симфонические жанры. Мои произведения не залеживаются в столе, все исполняются, звучат на различных площадках, в больших концертных залах.
В совокупности творческая, исследовательская и преподавательская деятельность послужили основой для присвоения мне звания профессора.
— Чего ожидать студентам КИПУ имени Февзи Якубова, где вы преподаете, теперь уже от профессора? Да и какие впечатления от ежегодных абитуриентов?
— Я предпочитаю ровные отношения, к студентам требовательна, а сама работаю на самоотдачу. Постоянно стремлюсь к самосовершенствованию, практикую открытые занятия, на которых собирается достаточно много слушателей. Как человек творческий, могу сыграть, подпеть, подхожу к работе, что говорится, широким фронтом. Студенты, как правило, разного уровня подготовки, безусловно, встречаются и яркие личности.
Больше вопросов возникает с вокалистами. На вокальное отделение даже в консерваторию могли принять без музыкального образования. Правда, сначала абитуриенты посещали два года подготовительные курсы. В другие же профильные вузы их могут принять без музыкального образования, как, в принципе, и к нам в КИПУ имени Февзи Якубова. Представьте, в одной аудитории находятся студенты, окончившие музучилище, и еле знакомые с нотной грамотой. Поэтому возникают сложности в работе и обучении. Студентам я повторяю: «Я всех вас очень люблю, но уровень знаний у вас разный». И кто слабее — обязан подтягиваться, по другому относиться к учебному процессу и догонять остальных. Подход к студентам индивидуальный, и они ко мне тянутся.
— Вы не раз публично с особым благоговением высказывались о своей альма-матер — Ташкентской государственной консерватории имени Мухтара Ашрафи. Не считаете необходимым открытие консерватории в Крыму?
— Создание консерватории было бы большим шагом в развитии музыкального искусства на полуострове. Ранее такие шаги были предприняты путем открытия на базе Симферопольского музыкального училища филиала Донецкой государственной музыкальной академии. К сожалению, проект закрыли. Было удобно, когда лучшие студенты нашего музучилища имели возможность здесь же поступить в филиал академии (консерватории). В Симферополь приезжали представители профессорско-преподавательского состава из Донецка. Поэтому прежде всего мы должны думать, с одной стороны, о материально-технической базе, с другой — будет остро стоять вопрос с кадрами. Их необходимо приглашать, буквально зазывать со стороны, обеспечив жильем. Уже потом должны вырасти соответствующие местные кадры.
Можно вновь пойти путем открытия филиала, ближайшая сейчас — Ростовская государственная консерватория, с прекрасными характеристиками.
Учитывая региональные особенности полуострова и прием большого числа туристов, гостей будет всегда привлекать знакомство с традиционной этнической культурой и наслаждение мировой классикой. Для этого необходимы соответствующие образовательные учреждения. В Крыму созданы школы искусств, имеются вузы и факультеты по направлениям искусства, но завершающего высшего музыкального консерваторского образования нет.
— Чем консерватория будет отличаться от других вузов музыкального образования?
— Разный уровень профессиональной подготовки. В городах, где имеется консерватория, одновременно функционируют музыкальные факультеты в пединститутах, институтах культуры. Там другая программа. Музыкальные факультеты в пединститутах в первую очередь готовят музыкальных педагогов. В то же время у нас в КИПУ наработана широкая программа: артист оркестра, артист ансамбля, руководитель коллектива. Но это не подготовка исполнителей ранга консерватории.
Однако отмечу высокий уровень наших выпускников, многие из которых играют в оркестрах Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра и Государственного академического музыкального театра.
Я преподаю курс истории музыки, согласно программе пединститута, он очень сжатый, в консерватории преподавание такого предмета разбито на семестры. Только два года изучают историю зарубежной музыки. Сколько композиторов, чьи партитуры включены в программу. В консерватории требования намного выше.
— Для такого вуза необходим кадровый потенциал. Как его собрать?
— Создай приказом консерваторию, однако сразу обнаружится отсутствие кадров. Узбекам удалось поднять уровень преподавания благодаря эвакуации ученых и деятелей культуры во время войны. Многие так и остались в Ташкенте. Какие музыканты, какая профессура высочайшего класса. Концентрация таких кадров позволила создать и развить множество вузов.
Для консерватории необходимо соответствующее здание. Вуз можно открыть практически в любом здании, а консерваторию — нет. Здание консерватории, ее концертный зал требуют специальной акустики, в каждом классе желательно наличие двух роялей. В малом зале обязательно должен находиться орган. Большие затраты и очень дорогое удовольствие. В Узбекистане за последние годы построили новое здание консерватории, которое располагает 4-мя залами – Большим, Органным, Малым и Камерным.
— Насколько известно, в свое время вы вынашивали идею проведения в Симферополе фестиваля классической музыки. Не получилось? Он, кстати, проходит в Севастополе. Военный город становится культурной столицей Крыма?
— Хотели, но не поддержало министерство культуры. Были живы еще старые композиторы, я мечтала, чтобы на фестивале они наслаждались своей музыкой и произведениями других композиторов. Ведь в Крыму проживают композиторы, которым приходится писать в стол. Сюда бы приехали гости со своими произведениями. Было приложено столько моих организационных усилий, но они оказались напрасными.
Но такой фестиваль стал проходить в Севастополе, нашлись и средства для такой цели. Его участниками становятся столичные гости, мечтающие побывать в южном черноморском городе. Приезжают целые симфонические оркестры.
Крыму необходим оперный театр. Если есть оперный театр, тогда обязаны открыть и консерваторию. В архитектурном плане оперные театры очень богато выглядят и требуется идеальная акустика. При нынешнем техническом прогрессе имеется масса возможностей воздействовать на звук. Он может усиливаться или, наоборот, приглушаться.
Вспомните Ташкентский театр оперы и балета имени Алишера Навои. Какое богатое убранство, какая красота. Крым, безусловно, отстал от других центров культуры. Посмотрите на другие приморские города, например, Одессу. Там грандиозный оперный театр, консерватория.
— Современная крымскотатарская академическая музыка — ее представители?
— На сегодняшний день – я, Джемиль Кариков, Эльмира Эмир, Расим Рамазанов, Усеин Бекиров, Алим Аметов, Назим Амедов.
— Время для творчества остается? Когда зритель сможет услышать новые произведения?
— Ввиду активной преподавательской деятельности, на творчество остается очень мало времени. Приходится ориентироваться на лето, на отпуск. Почему были организованы дома творчества? Получив путевку, ты ехал на месяц буквально в райский уголок, где активно работал. Были созданы все условия для творчества и тебя никто не отвлекал.
Новые произведения пока в Крыму исполнять не планирую, скорее всего концерт состоится в другом регионе. Желание и возможности больше исходят из-за пределов полуострова. В Крыму, пока был жив великолепный дирижер Алексей Гуляницкий, симфонический оркестр Крымской филармонии исполнял мои произведения. Чтобы исполнить новые произведения, всем необходимо основательно потрудиться.
— Крымскотатарская школа искусств поможет сделать шаг вперед?
— В Крым я возвратилась в 1993 году, и уже тогда, 30 лет назад, говорили об актуальности открытия такой школы. Но дело вперед не продвинулось.
Раз дело новое, сложностей будет предостаточно. Для обучения детей народной музыке необходимы соответствующие музыкальные инструменты. Исходя из опыта, замечу, что занятия, когда они велись, дети посещали, но приобрести инструменты не могли. Их необходимо везти из-за пределов Крыма, например из Турции. Предстоит продумывать каждый шаг.
В случае реализации данного проекта появятся подготовленные кадры для оркестра крымскотатарских народных инструментов, созданного в нашем университете.
Безусловно, выпускники крымскотатарской школы искусств имели бы хороший уровень подготовки к поступлению в профильные учебные заведения для продолжения образования.
За тридцать лет в реализации данных планов мы не продвинулись вперед, не было поддержки от тех, кто принимал решения, да и собственных кадров не хватало. У крымских татар не так много музыкантов, владеющих игрой на национальных инструментах. Нам, крымским татарам, необходимо возрождение и развитие, но мы не всегда находим понимание.
Обратите внимание на Узбекистан, Азербайджан, Турцию, на развитие их музыкального искусства и исполнительского мастерства музыкантов. Каких только оркестров там не существует.
Под крымскотатарскую школу искусств подошло бы стандартное здание школы, необходимо оборудование классов и залов.
Кто бы мог возглавить такое учебное заведение — сейчас я ответить затрудняюсь.
— Помнится, в 1990-х годах вы работали в крымскотатарской редакции ГТРК «Крым». Если бы представилась возможность, какую передачу сегодня открыли бы на телевидении?
— Расширила бы музыкальные программы. Требуется популяризация не только народной музыки и эстрады, необходимо прививать вкус и к крымскотатарской академической музыке. Популяризировать композиторов, рассказывать об их творчестве, исполнять произведения.
Хочешь сотворить человечность — возвеличь культуру!